Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 15.12.2017

21 и 22 марта мимо Земли пролетят кометы P/2016 BA14 и 252P/LINEAR

Комета P/2016 BA14 была обнаружена 22 января 2016 года с помощью системы телескопов Pan-STARRS, которые расположены на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи. Первоначально астрономы посчитали, что это астероид, но последующие наблюдения команды учёных из Университета Мэриленда и Обсерватории Лоуэлла с помощью телескопа Discovery Channel Telescope указали на присутствие еле заметного хвоста, а это означала, что наблюдаемый объект является не астероидом, а кометой.

Дальнейшие наблюдения за ней показали ещё одну странность. Оказалось, что орбита кометы P/2016 BA14 удивительным образом похожа на орбиту другой кометы под названием 252P/LINEAR, которая была обнаружена Лабораторией поиска околоземных астероидов имени Линкольна (Lincoln Near-Earth Asteroid Research, LINEAR) 7 апреля 2000 года. Очевидное совпадение их орбит может быть признаком двойной природы кометы. Размер кометы P/2016 BA14 составляет примерно половину размера второй, и поэтому она когда-то давно вполне могла быть часть более крупного объекта.

«Эти два объекта могут быть тесно связаны друг с другом, потому что их орбиты удивительно подобны. Мы знаем, что кометы являются относительно хрупкими телами. Например, в 1993 году была обнаружена комета D/1993 F2 (Шумейкеров-Леви), которая затем развалилась на множество осколков и столкнулась с Юпитером. Так и в нашем случае. Возможно, во время предыдущего путешествия в дальней Солнечной Системе, та часть, которая сейчас известна как BA14, отвалилась от объекта 252P», — Пол Чодас, руководитель отдела Поиска околоземных объектов в Лаборатории реактивного движения НАСА.

Кометы P/2016 BA14 и  252P/LINEAR

Траектории движения комет P/2016 BA14 и 252P/LINEAR. Источник: NASA/JPL-Caltech

С целью исследования этой взаимосвязи между двумя кометами в работу включились два новых инструмента: космический телескоп «Хаббл» и трёхметровый наземный инфракрасный телескоп IRTF. Комета 252P/LINEAR, размеры которой оценивают в 230 метров по длинной стороне, максимально сблизится с Землёй сегодня, 21 марта 2016 года. Дистанция составит около 5.2 миллиона километров. На следующий день комета P/2016 BA14 также благополучно пролетит мимо Земли на расстоянии примерно 3.5 миллиона километров. Её пролёт станет третьим самым близким за всю историю наблюдений комет. Первые две кометы известны под названиями D/1770 L1 и C/1983 H1. Комета D/1770 L1 была обнаружена в 1770 году Андреем Ивановичем Лекселем — российским астрономом, математиком и физиком шведского происхождения. Эта комета пролетела на расстоянии 2.2 миллиона километров от Земли. Комета C/1983 H1 была обнаружена в 1983 году и получила название IRAS–Araki–Alcock в честь телескопа и двух астрономов, её открывших. Пролетела она на расстоянии 4.67 миллиона километров от Земли.

Комета 252P/LINEAR пролетит мимо Земли 21 марта 2016 года в 15:14 по Москве, а комета P/2016 BA14 — 22 марта 2016 года в 17:30 по Москве. Оба объекта благополучно разминутся с Землей. Но для того чтобы их наблюдать необходимо иметь доступ к профессиональному телескопу. В первую очередь это связано с их очень маленькими размерами. Сближение 22 марта, вообще, будет самым близким на ближайшие 150 лет.

По информации NASA.