Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 16.08.2017

Активность кометы Чурюмова-Герасименко летом 2015 года

Исследовательская группа сумела проследить краткие, но мощные вспышки, замеченные на комете Чурюмова-Герасименко во время её самого активного периода жизни в прошлом году, до мест из возникновения на поверхности этого космического тела. Всего за три месяца, которые комета провела в области самой близкой точки орбиты к Солнцу, камеры исследовательской станции «Розетта» зафиксировали 34 вспышки.

Комета Чурюмова-Герасименко вспышки

Компиляция всевозможных вспышек на комете Чурюмова-Герасименко. Источник: OSIRIS: ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA; NavCam: ESA/Rosetta/NavCam – CC BY-SA IGO 3.0

Эти энергетически сильные события существенно отличаются от обычных джетов и потоков вещества, выбрасываемых с поверхности кометы регулярно. Регулярные выбросы легко предсказать, поскольку вероятность их возникновения вырастает, когда определённая часть поверхности кометы выходит из области ночи, таким образом, активность отдельных областей синхронизируется с увеличением и уменьшение освещения Солнца.

В отличие от них, более яркие вспышки являются внезапными, краткими, стремительными выбросами пыли. Они, как правило, могут быть замечены только лишь на одном снимке, поскольку время их существования существенно короче, чем интервал между получаемыми изображениями — как правило, 5-30 минут. Типичная мощная вспышка по оценкам специалистов выбрасывает на поверхность от 60 до 260 тонн материала кометы за несколько минут. В среднем такие вспышки во время прохождения минимальной от Солнца точки орбиты возникали один раз в 30 часов, или приблизительно каждый 2.4 оборота кометы вокруг своей оси.

Комета Чурюмова-Герасименко вспышки

Гид по активности кометы Чурюмова-Герасименко. Источник: OSIRIS: ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA; NavCam: ESA/Rosetta/NavCam – CC BY-SA IGO 3.0

Основываясь на виде пылевого потока, они могут быть разделены на три категории. Первая категория включает в себя длинные, узкие джеты вещества, простирающиеся далеко от ядра, вторая категория включает широкую, протяжённую основу, которая рассредоточивается больше в стороны. Третья категория — сложный гибрид первых двух.

«Поскольку любая такая вспышка недолгая и видна лишь на одном кадре, мы не можем сказать, возникла ли она сразу с получением фотографии, или она длится уже некоторое время. В результате этого мы совершенно не можем определить, соответствует ли внешний вид выбрасываемых струй различным механизмам или разным стадиям одного единственного процесса. Но, если в это включён один процесс, то логически можно сказать, что первоначально возникает длинный узкий джет с пылью, высокая скорость которого говорит, что он выбрасывается из ограниченного, сжатого пространства. Затем, поскольку локальная поверхность вокруг точки выхода изменяется, большая часть вещества начинает расширяться. наконец, когда исходная область была изменена так, что она уже не в состоянии поддерживать узконаправленные струи, возникает широкое облако», — Жан-Батист Винсен, ведущий автор работы, которая была опубликована в ежемесячном издании Королевского астрономического общества.

Комета Чурюмова-Герасименко вспышки

Места обнаружения вспышек за лето 2015 года, наблюдаемые камерами OSIRIS (синие точки) и NavCam (красные точки). Вставки по часовой стрелке: 1 мая 2016 года с высоты 18 километров, 27 января 2016 года с высоты 76 километров, 2 мая 2016 года с высоты 18 километров, 23 января 2016 года с высоты 76 километров. Источник: OSIRIS: ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA

Другой ключевой вопрос заключается в том, чем эти вспышки вызываются. Учёные обнаружили, что чуть более чем половина всех таких событий возникла в регионах, соответствующих раннему утру, поскольку Солнце только-только начало нагревать поверхность после многих часов темноты. Быстрое изменение локальной температуры вызывает тепловую напряжённость на поверхности, которая может привести к внезапному излому инертного материала. Затем этот материал быстро нагревается и испаряется почти взрывным образом.

Другие интересные события возникали после наступления локального полудня, после того как поверхность была освещена Солнцем в течение нескольких часов. Этим вспышкам приписываются другой причине — тепло аккумулируется и спускается вниз к скоплениям инертных веществ, снова вызывая внезапный нагрев и взрыв.

«Тот факт, что мы обнаружили ясные утренние и дневные вспышки, указывает, по крайней мере, на два различных способа из вызова. Однако может быть и ещё одна причина их возникновения. Мы обнаружили, что большинство выбросов исходит из граничных областей кометы — мест, где есть изменения в текстуре и топографии локального ландшафта — таких как крутые утёсы, ямы и впадины».

Комета Чурюмова-Герасименко вспышки

Пример того, как происходит обрушение стенок склона. Источник: Based on J.-B. Vincent et al (2015)

Действительно, факт, что вокруг этих областей также замечены отдельные камни и обломки, подтверждает, что эти зоны особенно восприимчивы к эрозии. И в то время как медленное разрушение поверхностей утёсов ответственно за регулярные и долго существующие струи, ослабленные края склонов могут внезапно разрушиться в любое время дня и ночи. Это разрушение оголило бы большое количество свежего вещества, которое и может привести к вспышке, даже когда эта область не подвергается воздействию солнечного света. По крайней мере, одно из изученных событий имело место в локальной темноте и может быть связано с обрушением склона.

По информации Европейского Космического Агентства.