Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 18.11.2017

"Чандра" обнаружила признаки множественных выбросов из чёрной дыры NGC 5813

«Чандра» обнаружила признаки множественных выбросов из чёрной дыры NGC 5813

С помощью рентгеновской обсерватории «Чандра» специалистам удалось показать, что многократные извержения из супермассивной чёрной дыры на протяжении 50 миллионов лет полностью перестроили космический пейзаж в центре одной из групп галактик. Учёные зафиксировали эти исторические события на примере скопления галактик NGC 5813, расположившегося на расстоянии 105 миллионов световых лет от Земли. Эти наблюдения «Чандры» являются самыми длительными за всё время исследования галактических скоплений, в общей сложности они длились чуть более недели. Данные от обсерватории продемонстрированы на новом изображении, на котором рентгеновская информация (фиолетовый цвет) объединена с данными видимого диапазона (красный, зелёный, синий цвета).

Вообще, группы галактик походят на свои большие аналоги, скопления галактик. Но вместо того, чтобы содержать в себе сотни или даже тысячи объектов, галактические группы, как правило, состоят из 50 или меньшего количества галактик. Но, так же как и скопления, группы галактик окутаны гигантским количеством горячего газа, который испускает рентгеновское излучение. Извергающаяся супермассивная чёрная дыра расположена в центральной галактике группы NGC 5813. Вращение чёрной дыры совместно с движением газа в её центр периодически может создавать вертикальные магнитные поля, которые направляют большое количество газа от чёрной дыры в виде релятивистских струй или джетов.

NGC 5813 рентген

Снимок центральной галактики группы NGC 5813. Стрелками указаны пары пустот, образовавшиеся в результате выбросов джетов. Источник: NASA/CXC/SAO/S.Randall et al.

Исследователи смогли определить продолжительность этих извержений, изучая пустоты или гигантские пузыри в газе этой группы, который разогрет до многих миллионов градусов. Обычно эти пузыри образуются, когда джеты от сверхмассивной чёрной дыры создают ударные волны, способные отбросить газ наружу в космическое пространство. Последние наблюдения «Чандры» выявили присутствие третьей пары пустот в дополнении к предыдущим двум, обнаруженных ранее в группе NGC 5813. Выходит, что эти полости представляют как минимум три отдельных выброса джетов. А в целом, эти три пары являются самым большим количеством пузырей, когда-либо одновременно обнаруженных в группе или скоплении галактик.

Чтобы больше понять об истории извержений этой чёрной дыры, астрономам пришлось подробно изучить детали этих пар пустот. Они обнаружили, что количество энергии, необходимое для создания одной такой пары, расположенной ближе всех к чёрной дыре, было ниже, чем количество энергии, которое произвело две пары старшего возраста. Однако, темп выработки энергии (или мощность чёрной дыры) во всех трёх случаях был одинаковым. Это означает лишь одно: извержение, связанное с внутренней парой, всё ещё происходит.

NGC 5813 оптический

NGC 5813 оптический. Источник: SDSS

Каждая из этих трёх пар пустот связана с ударным фронтом, который виден в виде резких границ на рентгеновском изображении. Эти шоки сродни процессу преодоления звукового барьера самолётом, но в отличие от самолёта эти процессы приводят к более глобальным последствиям: ударные фронты разогревают газ, препятствуя тому, чтобы большая его часть охлаждалась, в которой могли бы рождаться новые звёзды. Подробное рассмотрение этих фронтов показало, что, фактически, их границы немного размазаны, вместо того, чтобы быть очень чётко выраженными. Это может быть вызвано турбулентными завихрениями в горячем газе. Объединив все данные воедино, учёные установили, что средняя скорость случайных движений газа составляет примерно 258000 километров в час. Это совместимо с предсказанием теоретических моделей и выкладок, основанных на рентгеновских наблюдениях за горячим газом в других группах и скоплениях групп.

По информации Chandra X-ray Center.