Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 18.10.2017

IC 3639 и NGC 1448 - активные галактики неподалёку от Млечного Пути

IC 3639 и NGC 1448 — активные галактики неподалёку от Млечного Пути

Бывает так, что сверхгигантские чёрные дыры успешно прячутся от взгляда большинства телескопов за огромными скоплениями газа и пыли. Но, косвенно их присутствие можно подтвердить по рентгеновскому излучению, которые возникает в результате сильного нагрева вещества, которым они питаются. Именно для выявления таких объектов и был разработан космический телескоп NuSTAR, способный фиксировать высокоэнергетические рентгеновские лучи. Именно благодаря этой обсерватории не так давно удалось идентифицировать две окутанные газом сверхмассивные чёрные дыры в центрах соседних галактик.

«Эти чёрные дыры расположены относительно близко к Млечному Пути, но до сих пор они оставались скрытыми от нас. Когда мы их обнаружили, то поняли, что они похожи на монстров, прячущихся под нашими кроватями, как обычно пугают детей», — Энди Аннуар, аспирант в Даремском университете в Великобритании, который представил свои результаты на встрече Американского Астрономического Общества.

NGC 1448

Галактика NGC 1448. Источник: NASA/JPL-Caltech/Carnegie-Irvine Galaxy Survey

Обе эти чёрные дыры являются классическими примерами того, что астрономы называют активными ядрами галактик (АЯГ) — класс чрезвычайно ярких объектов, к которым относятся квазары и блазары. При их исследовании с помощью телескопов для наблюдателя с Земли они могут выглядеть совершенно по-разному. Всё зависит от их ориентации и материала, который их окружает.

АЯГ настолько ярки в связи с тем, что частицы вещества вокруг них становятся очень горячими и испускают излучение по всему электромагнитному спектру, от низкоэнергетических радиоволн до высокоэнергетических рентгеновских лучей. Однако большинство активных ядер, как полагают исследователи, окружены областью густого газа и пыли, собранных в диск в форме пончика. Именно этот диск затеняет центральные области в определённых длинах световой волны. Оба АЯГ, которые недавно изучил NuSTAR, сориентированы таким образом, что мы их видим с ребра. Это означает, что вместо того, чтобы наблюдать центральные яркие области, наши телескопы, прежде всего, видят отражённые рентгеновские лучи от газопылевого диска.

«Так же как мы не видим Солнце в облачный день, мы не можем наблюдать непосредственно насколько ярки эти активные галактические ядра, и всё это только из-за присутствия газа и пыли», — Питер Бурман, аспирант в Саутгемптонском университете в Великобритании.

Бурман вёл исследование активной галактики под названием IC 3639, которая расположилась на расстоянии 170 миллионов световых лет от нас. Группа исследователей проанализировала данные от NuSTAR по этому объекту и сравнила их с предыдущими наблюдениями от рентгеновской обсерватории «Чандра» и японского спутника Suzaku. Результаты от NuSTAR, который является более чувствительным к высокоэнергетическим рентгеновским лучам, чем другие две обсерватории, подтвердил природу IC 3639 как АЯГ. Эта обсерватория также обеспечила первое точное измерение того, какое количество вещества затеняет центральную область, позволяя исследователям определить, насколько яркой в действительности является эта чёрная дыра.

IC 3639

Галактика IC 3639. Источник: NASA/JPL-Caltech/ESO/STScI

Более удивительной оказалась спиральная галактика NGC 1448, на которой сосредоточился Аннуар. Чёрная дыра в её центре была обнаружена только в 2009 году, даже при том, что она является одной из самых близких больших галактик к Млечному Пути. Под словом «близость» астрономы подразумевают то, что расстояние до неё составляет «всего» 38 миллионов световых лет. Исследователи обнаружили, что вокруг этой галактики также расположился плотный газовый диск, скрывающий чёрную дыру. Рентгеновская эмиссия от неё, согласно данным NuSTAR и «Чандра», показывает, что, также как и у IC 3639, плотный диск скрывает активную чёрную дыру.

Исследователи также обнаружили, что у NGC 1448 есть большое количество молодых звёзд, возраст которых не превышает 5 миллионов лет. Это означает, что галактика производит новые звёзды в то же самое время, когда её чёрная дыра поглощает газ и пыль, из которых эти звёзды образуются. Для помощи в исследованиях астрономы воспользовались New Technology Telescope, расположенного в Европейской Южной Обсерватории, и с помощью наблюдений в оптических волнах идентифицировали место, где точно в галактике располагается чёрная дыра. Дело в том, что расположение чёрной дыры в галактике сложно определить из-за того, что эта область переполнена яркими звёздами. Большие оптические и радиотелескопы могут помочь в этих вопросах, благодаря чему астрономы могут даже проследить историю роста чёрных дыр.

По информации НАСА.