Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 25.11.2017

J1407b - новая экзопланета с гигантской системой колец

Астроном Эрик Мамайек из Рочестерского университета и его напарник из Лейденской обсерватории в Голландии обнаружили, что система колец у одной из экзопланет, которая проходит транзитом через солнцеподобную звезду J1407, имеет совершенно невообразимые с точки зрения нашей Солнечной системы пропорции. Она на много больше и на много тяжелее системы колец Сатурна. А вообще, эти кольца являются первыми, которые были обнаружены за пределами нашей системы, а произошло это в 2012 году.

Коллега Эрика, Меттью Кенфорти, он как раз из Лейденской обсерватории, провёл анализ и установил, что обнаруженная кольцевая система состоит из более чем тридцати колец, каждое из которых имеет десятки миллионов километров в диаметре. Кроме того, были найдены в кольцах промежутки, которые указывают на то, что здесь, возможно, могли сформироваться спутники (экзолуны).

«Детали, которые мы видим по кривым блеска, просто невероятны. Транзитное затмение звезды длилось в течение нескольких недель, но мы смогли увидеть изменения на отрезках времени всего в десятки минут. Это объясняется изменениями микроструктур в кольцах. Сама звезда находится очень близко, чтобы наблюдать кольца при прямых наблюдениях, но мы смогли создать подробную модель, основанную на внезапных изменениях яркости звёздного света через систему колец местной экзопланеты. Если бы мы могли заменить кольца Сатурна кольцами экзопланеты J1407b (1SWASP J1407 b), их легко можно было бы наблюдать ночью, и они были бы во много раз больше, чем полная Луна», — говорит Кенворти.

«Эта планета является намного более крупной, чем Юпитер или Сатурн, а её система колец примерно в 200 раз больше, чем сатурнианская. Можно сказать, что мы наблюдаем супер Сатурн», — вторит коллеге Мамайек.

Астрономы проанализировали данные о звезда, полученные проектом SuperWASP. Этот обзор разрабатывался для обнаружения газовых гигантов транзитным методом (когда экзопланета проходит по диску своей звезды, если это событие можно увидеть с Земли). В 2012 году Мамайек и его коллеги из Университета Рочестера сообщили об открытии молодой звезды J1407, а также необычных затмений. Тогда было предложено, что эти затмения вызваны присутствием формирующимся протоспутниковым диском вокруг молодой гигантской планеты или коричневого карлика. Затем, Кенворти провёл свежие исследования с применением адаптивной оптики и доплеровской спектроскопии, чтобы оценить массу кольцевидного объекта. После этого и удалось прийти к заключению, что учёные наблюдают в системе J1407 гигантскую экзопланету (которую ещё не удалось найти) с гигантской системой колец, которая как раз и ответственна за повторное понижение блеска звезды. Проанализировав кривую блеска, удалось установить, что диаметр колец составляет почти 120 миллионов километров, что более чем в 200 раз превышает диаметр системы Сатурна, а масса вещества, которое содержат кольца J1407b, равняется примерно массе всей Земли.

Вот, что сообщает Мамайек о том, сколько вещества содержится в этих дисках и кольцах: «Если бы мы взяли и взорвали на кусочки четыре главных галилейских спутника Юпитера и разбросали бы их материал в кольца на орбите планеты, то это кольцо было бы таким непрозрачным, что для отдалённого наблюдателя, который смотрел бы на Солнце во время прохождения этих колец по его диску, происходило бы сильное многодневной затмение. В случае с J1407 мы наблюдаем, что кольца блокируют целых 95 процентов всего света этой молодой звезды в течение многих дней. Таким образом, в этих кольцах содержится много материала, из которых могут сформироваться спутники.

В изученных данных астрономы обнаружили по крайней мере один промежуток в кольцевой структуре. Одно очевидное объяснение этому — формирование спутника в этом участке, который забрал весь строительный материал и сделал промежуток в кольцах. Его масса может лежать в пределах масс Земли или Марса, а его орбитальный период вокруг J1407b составляет около двух лет. Учёные предполагают, что в последующие несколько миллионов лет кольца из-за формирования новых спутников станут менее плотными и в конечном счёте исчезнут.

«Научное сообщество, занятое проблемами планетарной астрономии, в течение многих десятилетий выдвигало различные теории о том какие кольцевые системы имели Юпитер и Сатурн на ранних стадиях своей жизни, которые затем сформировались в спутники. Однако, пока мы не обнаружили эту кольцевую структуру в 2012 году, никто никогда раньше не наблюдал подобных явлений».

Учёные оценивают, что орбитальный период экзопланеты J1407b с системой колец составляет примерно десятилетие. Массу точную определить также сложно, но наиболее вероятный диапазон составляет примерно 10-40 масс Юпитера. Учёные всячески поощряют астрономов-любителей также наблюдать за этой звездой и фиксировать события её затмения экзопланетой. О результатах таких наблюдений можно сообщать в Ассоциацию наблюдателей за переменными звёздами (American Association of Variable Star Observers (AAVSO)).

Изображение
1SWASP J1407 b

Система колец вокруг экзопланеты 1SWASP J1407 b, взгляд художника. Источник: Ron Miller

Экзопланета 1SWASP J1407 b
Родительская звезда 1SWASP J140747.93-394542.6
Созвездие Центавр
Прямое восхождение 14ч 07м 47.93с
Склонение -39° 45′ 42.7″
Видимая звёздная величина 12.4
Спектральный класс K5 IV(e) Li (субгигант спектрального класса K)
Собственное движение прямое восхождение: -25.4 ±1.4 mas/год
склонение.: -20.1 ±3.5 mas/год
Параллакс 7.52 ±0.68 mas
Расстояние 434 ±39 световых лет (133 ±12 парсек)
Масса 0.9 M☉
Радиус 0.99 ±0.11 R☉
Температура 4400 ±100 Кельвин
Возраст 16 миллионов лет
Характеристики
Дата открытия 2012 год
Первооткрыватель Эрик Мамайек, Рочестерский университет и Лейденская обсерватория
Метод обнаружения Транзитный
Средство открытия SuperWASP
Большая полуось 3.9 ± 1.7 астрономических единиц
Синодический период 10.19 ± 2.46 лет
Масса 20 ± 6 MJ

По информации Рочестерского университета.