Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 25.06.2018

Крошечный астероид 2018 LA распался несколько часов спустя после обнаружения

Астероид под названием 2018 LA был обнаружен в субботу утром 2 июня 2018 года и сразу заинтересовал учёных. Он имел размеры обычного валуна, но траектория его движения говорила о том, что в течение несколько часов он должен столкнуться с Землёй. К счастью, этот астероид был очень маленьким, в поперечнике он имел приблизительно два метра, а это означало, что он должен безопасно для нас раздробиться в атмосфере планеты. 2018 LA первоначально был обнаружен обзором Catalina Sky Survey (Каталинский небесный обзор), технические средства которого расположились в городе Тусон, штат Аризона, США.

Несмотря на то, что у астрономов не было достаточно времени для того, чтобы сделать точный прогноз его движения, предварительные данные показали, что астероид должен пролететь от Южной Африки через Индийский океан к Новой Гвинее. Отчёты о ярком болиде в небе над Ботсваной в Африке, наблюдаемом в начале субботнего вечера, совпадают с предсказанной траекторией для 2018 LA. Он вошёл в атмосферу Земли на очень высокой скорости, равной примерно 17 километров в секунду, примерно в 19:44 по Москве и распался на высоте нескольких километров от поверхности, создав яркий огненный шар, осветивший вечернее небо. Это небесное явление было засвидетельствовано многими наблюдателями и было даже снято на веб-камеру.

Астероид

Представление художника об околоземном объекте. Источник: NASA/JPL-Caltech

Когда этот астероид был обнаружен, то он находился от Земли на расстоянии орбиты Луны, изначально никто не знал о его существовании. Он был выявлен в виде полосы в серии кадров, полученных с длинной выдержкой с помощью телескопа Каталина. Как это всегда бывает, данные о новом объекте были немедленно направлены в Центр Малых Планет в Кембридже, который занялся вычислением предварительной траектории. Тогда-то и было установлено, что 2018 LA держит путь на столкновение с Землёй. Затем эта информация была направлена в Центр исследования околоземных объектов в Лаборатории реактивного движения НАСА, в котором автоматизированная вычислительная система подтвердила возможную траекторию столкновения с нашей планетой. После этого автоматически были разосланы предупреждения мировому сообществу исследователей астероидов, чтобы получить новые наблюдения, и в Отдел по координации планетарной обороны НАСА в Вашингтоне. К этому времени удалось установить, что астроид является настолько маленьким и безопасным, поэтому никаких дальнейших действий предпринимать не целесообразно.

«2018 LA был намного меньшим объектом, чем тем, с которыми мы привыкли работать. Однако это реальное событие позволило проверить наши возможности и вселило некоторую веру в то, что наши модели предсказания столкновений будут адекватно реагировать на потенциальную возможность столкновения с более массивным телом», — Линдли Джонсон из Отдела планетарной защиты штаб-квартиры НАСА.

Обзор ATLAS получил два дополнительных часа наблюдения за астероидом до его столкновения. Его данные использовались системой, чтобы подтвердить, что вход в атмосферу действительно произойдёт, и сузить предсказанную точку входа до области Южной Африки. После того, как вход в атмосферу был подтверждён одной из радиостанций, входящих в международную систему мониторинга Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, была накоплена инфразвуковая информация, подтвердившая столкновение с атмосферой Земли над Ботсваной.

«Открытие астероида 2018 LA является третьим подобного рода, когда объект находился на траектории столкновения с Землёй. И только лишь во второй раз нам удалось с высокой вероятностью предсказать само событие входа в атмосферу», — Пол Чодас, руководитель Центра исследований околоземных объектов.

Астероид 2018 LA

Наблюдения за астероидом 2018 LA, которые привели к его открытию 2 июня 2018 года, данные от Каталинского небесного обзора. Спустя приблизительно восемь часов после того, как эти изображения были получены, астероид вошёл в атмосферу Земли и распался в её верхних слоях около Ботсваны. Источник: NASA/JPL-Caltech/CSS-Univ. of Arizona

Первым событием такого рода стал вход в атмосферу астероида 2008 TC3, который осветил предрассветное небо над северным Суданом 7 октября 2008 года. Этот астроид был в два раза больше 2018 LA — его размер составил четыре метра, а обнаружен он был за 19 часов до события. Это позволило провести большое количество последующих наблюдений и точно оценить траекторию его движения. Вторым предсказанным событием стало обнаружение астероида 2014 AA, который был выявлен всего за несколько часов до столкновения 1 января 2014 года над Атлантическим океаном. У наблюдателей совершенно не было времени, чтобы исследовать его траекторию. Стоит отметить, что все три астероида были обнаружены в рамках Каталинского небесного обзора. Более того, все эти астероиды были обнаружены одним человеком — Ричардом Ковальски.

По информации НАСА.