Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 19.10.2017

Marcarian 1018 - активная галактика со странной чёрной дырой

Marcarian 1018 — активная галактика со странной чёрной дырой

Международная группа учёных сумела разгадать тайну редкого изменения в поведении чёрной дыры в центре отдалённой галактики Markarian 1018. Удалось это с помощью современного оборудования, установленного на Очень Большом Телескопе (VLT), и совместной работы космического телескопа «Хаббл» и рентгеновской обсерватории «Чандра». По предварительным данным чёрная дыра оказалась в очень плохих для своего существования условиях — она перестала поглощать достаточно вещества, чтобы освещать свою окружающую среду.

Markarian 1018

Markarian 1018. Источник: ESO/CARS survey

Сейчас уже у множества галактик обнаружены чрезвычайно яркие ядра, питаемые сверхмассивной чёрной дырой. Эти ядра делают активные галактики одними из самых ярких объектов во Вселенной. Их светимость обусловлена тем, что горячее вещество начинает светиться по мере того, как оно падает в чёрную дыру. Это процесс приращения вещества известен как аккреция. Этот излучаемый свет может существенно варьироваться в зависимости от активности галактики, таким образом, астрономы классифицируют эти объекты на несколько типов на основе свойств света, который они испускают.

Самыми яркими из активных галактик являются квазары, их очень яркое ядро затмевает остальную часть объекта. Другой, менее экстремальный класс, известен как Сейфертовские галактики. Первоначально был разработан специальный метод, основанный на использовании яркости и спектра излучения — зависимости силы излучения, испускаемого на различных длинах волн — чтобы различать два типа Сейфертовских галактик 1 и 2. Но, с того времени были введены в обиход и дополнительные классификации, такие как 1.9.

Некоторые из таких галактик существенно изменились в течение всего лишь десяти лет, по астрономическим меркам это существенно быстрее, чем вы можете моргнуть глазом. Однако активная галактика, исследуемая в этой работе, под названием Marcarian 1018 выделяется тем, в течение последних пяти лет во второй раз изменила свой тип, вернувшись к первоначальной классификации. Астрономами уже наблюдался ряд галактик, изменяющий свой тип полностью, но никогда до сих пор не выявлялся обратный процесс.

Открытие непостоянно характера Markarian 1018 стало случайным побочным результатом обзора CARS — совместного проекта Европейской Южной Обсерватории и других организаций. Этот обзор нацелен на сбор информации о 40 соседних галактик с активными ядрами. Регулярные наблюдения за Markarian 1018 с помощью прибора MUSE, установленного на VLT, показали удивительные изменения в светоотдаче галактики.

«Мы были поражены, что можем наблюдать такую редкую и разительную перемену в Markarian 1018», — Ребекка Макэлрой, ведущий автор исследований из Сиднейского университета.

Marcarian 1018 DSS

Область неба вокруг галактики Marcarian 1018. Источник: ESO/Digitized Sky Survey 2

Шанс провести наблюдения за галактикой, как только её светимость начала затухать, стал неожиданной возможностью изучить то, что заставляет эти галактики мерцать. Исследователи удивились, когда зафиксировали это событие всего спустя 3-4 года после того, как началось затухание. Но, благодаря этому у учёных появилась возможность разработать кампанию наблюдений за Markarian 1018, чтобы изучить детали физического прироста активных галактик, которые не могут быть изучены другим методами.

Исследовательская группа максимально использовала эту возможность, которая на время стала первоочередной задачей, чтобы точно определить тот процесс, который заставляет Markarian 1018 так кардинально изменяться. Это могло быть вызвано любым астрономическим процессом, но учёным удалось исключить отсюда чёрную дыру, которая могла разорвать одиночную звезду, увеличив, таким образом, свою светимость, и исключить возможность затемнения газом. Однако истинный механизм, ответственный за удивительно изменение в Markarian 1018, после первого этапа исследований остался тайной.

Разрушение звезды случается, когда она проходит слишком близко к сверхмассивной чёрной дыре и разрывается экстремальной гравитационной приливной силой. Это приводит к резкому увеличению яркости центральной области, которая затем медленно уменьшается в течение нескольких лет. Наблюдаемые изменения яркости Markarian 1018 не соответствовали такому профилю. А блокирование света газом может влиять на классификацию активной галактики. Дрейф газа перед ядром галактики (для наблюдателя с Земли) можно сравнить с туманом, который окутывает фары автомобиля.

Команда смогла собрать дополнительные данные, когда подошла её очередь пользоваться услугами космического телескопа «Хаббл» и рентгеновской обсерватории «Чандра». С новыми данными, полученными от этих телескопов, учёные смогли разгадать загадку — чёрная дыра медленно угасала, потому что полностью исчерпала окружающее её вещество. Как предполагается, такое событие может произойти в результате взаимодействия со второй чёрной дырой. Такое состояние системы Markarian 1018 вполне может быть, поскольку сама она является продуктом слияния двух галактик, каждая из которых, вероятно, содержала сверхмассивную чёрную дыру в ядре.

По информации Европейской Южной Обсерватории.