Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 16.08.2017

Наблюдения обсерваторией "Чандра" за сливающимися галактиками NGC 2207 и IC 2163

Наблюдения обсерваторией «Чандра» за сливающимися галактиками NGC 2207 и IC 2163

Рентгеновской обсерватории «Чандра» удалось запечатлеть космический фейерверк, который устроили две галактики NGC 2207 и IC 2163. Они расположились на расстоянии 130 миллионов световых лет от Земли в созвездии Большого Пса (Canis Major) и являются парой сливающихся спиральных галактик. За прошедшие 15 лет в этой системе вспыхнули три мощных сверхновых, да и вообще эти две галактики содержат самое большое количество известных ультраярких рентгеновских источников (ULXs) из всех известных.

Точно также как и наш Млечный путь, NGC 2207 и IC 2163 изобилуют и большим количеством двойных рентгеновских звездных систем. Как правило, такие системы состоят из обычно звезды в паре с нейтронной звездой или черной дырой, которая имеет околозвездную массу. Процесс образования излучения довольно прост: черная дыра, да и нейтронная звезда, являются гравитационно более сильными по отношению к обычной звезде, материя от которой и переходит к более массивному компаньону. По мере своего движения это вещество разогревается до миллионов градусов, что заставляет его светить в рентгеновском диапазоне. Если сравнивать ULXs с обычными рентгеновскими системами, то первые светят еще более ярко. Истинный характер ULXs все еще обсуждается, но они вероятнее всего являются специфическими двойными системами, состоящими из рентгеновских источников. По этой теории, черные дыры в этих системах могу быть тяжелее обычных, скорее всего они будут является предполагаемым, но пока не подтвержденным классом переходных черных дыр (масса которых больше звездной, но меньше сверхмассивной).

Опубликованное изображение NGC 2207 и IC 2163 содержит рентгеновскую информацию от обсерватории «Чандра» (розовый цвет), оптический диапазон он «Хаббла» (синий, белый, оранжевый, коричневый) и инфракрасные данные от «Спитцера» (красный цвет). Изображение конкретно от «Чандры» было получено с выдержкой примерно в пять раз большей, чем при предыдущих попытках изучения ULXs в этой паре галактик. Сейчас ученые обнаружили в общей сложности 28 ультрарентгеновских объектов между NGC 2207 и IC 2163. Двенадцать из них изменяются с промежутком в несколько лет, включая семь, которые ранее были обнаружены, потому что находились как раз в своей «тихой» фазе. Ученые, изучающие эти две галактики, утверждает, что существует сильная корреляция между числом ULXs в различных областях и степенью образования новых звезд. Композитное изображение показывает это соотношение в виде сконцентрированных источников рентгена в спиральных рукавах галактик, где, как известно, формируется большое количество новых звезд. Эта корреляция также предполагает, что сопутствующая звезда в двойных системах является молодой и массивной.

Сливающиеся галактики, такие как эта пара, всегда обладают областями интенсивного звездообразования. Ударные волны, формирующиеся в результате их столкновения, приводят к уплотнению облаков газа и формированию звездных скоплений. Фактически, исследователи оценивают возраст звезд, связанных с ULXs приблизительно в 10 миллионов лет. Это не так уж и много, возраст нашего Солнца, например, 10 миллиардов лет. Кроме того, анализ показал, что за год в этих галактиках образует такое количество звезд, которое сопоставимо с 24 солнечными массами. В сравнении, опять же, с Млечным путем, в нашей галактике за год образуется от одной до трех новых звезд.

• NGC 2207 IC 2163 композитное

Источник: X-ray: NASA/CXC/SAO/S.Mineo et al, Optical: NASA/STScI, Infrared: NASA/JPL-Caltech

• NGC 2207 IC 2163 рентгеновское

Источник: NASA/CXC/SAO/S.Mineo et al

• NGC 2207 IC 2163 видимый диапазон

Источник: NASA/STScI

• NGC 2207 IC 2163 инфракрасное

Источник: NASA/JPL-Caltech

По информации Chandra X-ray Center.