Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 24.04.2018

NGC 1052-DF2 - галактика без тёмной материи

В наше время астрономы считают тёмную материю неотделимой от галактик. Как они говорят: как правило, невозможно обнаружить одну без другой. Именно поэтому исследователи были сильно удивлены, когда обнаружили галактику, в которой отсутствует большая часть, если не вся, тёмной материи. Это невидимое вещество, тёмная материя, является строительными лесами, на которых построены галактики. Это — клей, который соединяет видимую материю в галактиках, звёзды и газ, вместе.

«Мы думали, что у каждой галактики есть тёмная материя, и что эта материя является тем, из чего галактика начинается. Это невидимое, таинственное вещество — самый доминирующей элемент в любой галактики. Поэтому нахождение галактики без неё является очень неожиданным. Это бросает вызов стандартным идеям о том, как мы полагаем функционируют космические объекты, и это показывает, что тёмная материя реальна: у неё есть своё собственное существование, отдельно от других компонентов галактик. Этот результат также предполагает, что существует ещё как минимум один способ создания галактик», — Питер ван Доккум из Йельского университета, ведущий автор исследований.

Эта уникальная галактика носит имя NGC 1052-DF2 и содержит по самым смелым оценкам лишь 1/400 от того количества тёмной материи, которое ожидали увидеть астрономы. Сама галактика столь же большая, как и наш Млечный Путь, но на неё не обращали внимания из-за малого количества звёзд. Она содержит в 200 раз меньше звёзд по сравнению с нашей Галактикой. Учитывая её большой размер и слабую светимость, астрономы классифицировали NGC 1052-DF2 как сверхрассеянную галактику. Обзор скопления галактик Комы, проводимый в 2015 году, показал, что такие большие и тусклые объекты удивительно распространены во вселенной. Но ни в одной сверхрассеянной галактике до сих пор не было выявлено недостатка тёмной материи. таким образом, даже среди этого необычного класса галактик, NGC 1052-DF2 является странным объектом.

NGC 1052-DF2

Галактика NGC 1052-DF2. Источник: NASA, ESA, and P. van Dokkum (Yale University)

Ван Доккум и его команда нашли эту галактику с помощью устройства Dragonfly Telephoto Array — изготовленным на заказ телескопом, разработанным специально для поиска этих призрачных объектов. Затем они воспользовались обсерваторией имени Кека на Гавайях, чтобы измерить движение десяти гигантских шаровых звёздных скоплений в галактике. Обсерватория показала, что эти группы звёзд перемещаются на относительно низких скоростях, менее 40000 километров в час. Звёзды и скопления на внешних границах галактик, содержащих тёмную материю, перемещаются, по крайней мере, в три раза быстрее. Благодаря этим измерениям учёным удалось вычислить массу галактики.

«Если в ней и есть какая-либо тёмная материя, то её очень мало. Звёзды в галактике могут составлять всю массу, и в ней, похоже, совершенно нет места для этого вещества.

После исследователи обратились за помощью космического телескопа «Хаббл» и телескопов обсерватории Джемини на Гавайях, чтобы раскрыть больше деталей об этой уникальной галактике. Обсерватория Джемини показала, что галактика не демонстрирует признаки взаимодействия с другой галактикой. «Хаббл» помог им лучше идентифицировать шаровые скопления и измерить точное расстояние до галактики. Изображения космического телескопа также показали необычную внешность галактики.

«Я провёл целый час, просто уставившись на изображения, пришедшее от «Хаббла». Она настолько редкая, особенно сейчас, когда телескоп показал нам множество секретов космоса, что, когда смотришь на её изображение, то говоришь: «Я никогда не видел ничего прежде». Эта галактика удивительна: гигантская капля, сквозь которую можно посмотреть. Она настолько разрежена, что вы видите все галактики позади. Она — буквально прозрачная», — вспоминает ван Доккум.

У NGC 1052-DF2 не видно хоть сколько-нибудь выраженной центральной области, или даже спиральных рукавов и диска — типичных особенностей спиральных галактик. Но она и не похожа на эллиптическую. Она также н есодержит признаки присутствия центральной чёрной дыры. На основе цветов её шаровых звёздных скоплений удалось установить возраст. Он составляет приблизительно 10 миллиардов лет. Даже сами звёздные скопления в ней являются чудаками по сравнению со своими родственниками: они вдвое больше, чем типичные звёздные скопления, обнаруженные в других галактиках.

«Выходит так, будто кто-то взял галактику и дал ей только звёздное гало и шаровые скопления и забыл про всё остальное. Нет никакой теории, которая могла бы предсказать существование этого типа галактик. Она является полной тайной для нас, поскольку всё в ней странно. Абсолютно неизвестно, как она вообще могла образоваться».

Но астрономы уже разработали некоторые идеи её происхождения. NGC 1052-DF2  находится на расстоянии примерно 65 миллионов световых лет от нас в скоплении, главным компонентом которого является галактика NGC 1052. Как известно, галактики рождаются посредством бурных и мощных процессов, и ван Доккум предполагает, что рост одной такой крупной галактики миллиарды лет назад, возможно, повлиял на недостаток тёмной материи в NGC 1052-DF2.

Другая идея состоит в том, что газ, движущийся в направлении к NGC 1052, возможно, фрагментирован и сформировался в NGC 1052-DF2. Её рождению, возможно, помогли мощные ветры, происходящие от молодой чёрной дыры, которая росла в центре гигантской эллиптической галактики. Эти соображения подвержены критике и не могут объяснить все характеристики наблюдаемой галактики.

В настоящее время команда исследователей занимается поиском новых подобных галактик. Они анализируют изображения «Хаббла» о других 23-х рассеянных галактиках. Три из них уже кажутся подобными NGC 1052-DF2.

«У каждой галактики, о который прежде нам было что-то известно, есть тёмная материя. И все они относятся к вполне определённым классам: спиральные или эллиптические. Но что было бы, если бы в галактике не было тёмной материи? Возможно, NGC 1052-DF2 и является ответом на этот вопрос».

По информации НАСА.