Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 22.10.2017

4 комментария

NGC 2276 - галактика с чёрной дырой средней массы

NGC 2276 — галактика с чёрной дырой средней массы

Недавно обнаруженный объект в галактике NGC 2276 может оказаться очень важным для учёных типом чёрной дыры, который должен помочь заполнить пропуски в эволюционной модели этих экзотических объектов. Основное изображение на опубликованном снимке содержит рентгеновскую информацию от космической обсерватории Чандра (розовый цвет), объединённую с данными от орбитального аппарата Хаббл в оптическом диапазоне (красный, зелёный и синий цвета). Вставленная небольшая рамка является увеличенным изображением найденного таинственного источника, который расположился в одном из спиральных рукавов галактики NGC 2276. Этот объект назван NGC 2276-3c и виден в радиоволнах (красный цвет), зафиксированных европейском интерферометрической сетью EVN (European Very Long Baseline Interferometry Network).

Астрономы решили объединить рентгеновские данные с оптическими не просто так, а для того, чтобы определить точно, является ли этот объект чёрной дырой средней массы (intermediate-mass black hole (IMBH) или нет. Как следует из названия этого класса чёрных дыр, эти объекты имеют массу, значительно превышающую чёрную дыру звёздной массы (которые обычно содержать от 5 до 30 масс Солнца), но не дотягивают до массы сверхмассивных чёрных дыр, которые содержат миллионы и даже миллиарды солнечных масс. Учёные сумели оценить массу объекта NGC 2766-3c с помощью известного соотношения между яркостью источника в радио и рентгеновском диапазоне и массой чёрной дыры. Именно для этого и использовалась Чандра и интерферометрическая сеть EVN. Было обнаружено, что NGC 2766-3c содержит массу приблизительно в 50000 солнечных.

Чёрные дыры средней массы интересны учёным в первую очередь потому, что они являются своеобразными «семенами», которые в конечном счёте должны вырасти в сверхмассивные чёрные дыры. Также они могу очень сильно влиять на окружающую их среду. По последним данным объект NGC 2766-3c способен подавлять процессы формирования новых звёзд в области вокруг него. Данные от EVN показали присутствие внутреннего джета, который распространяется приблизительно на 6 световых лет от этой чёрной дыры. Дополнительные наблюдения, проведённые с помощью Very Large Array (VLA), показали, что вокруг присутствует крупномасштабная эмиссия на расстояния более чем 2000 световых лет от источника.

Область в направлении джета, распространяющаяся приблизительно на 1000 световых лет от NGC 2766-3c, полностью лишена молодых звёзд. Это могло бы представить свидетельства того, что этот джет создал полость в газовом облаке, вследствие чего молодые звёзды здесь появиться больше не могут. Данные VLA также показывают присутствие значительного количества звёзд на краю радиоэмиссии от джета. Это область с ярко выраженной активностью вспышек звёздообразования, также возникла из-за джета: вещество, выталкиваемое им из газового облака, движется впереди и сталкивается с пылью и газом, присутствующим между звездами в основной галактике NGC 2766.

Обсерватория Чандра также проводила отдельные исследования галактики NGC 2766, чтобы изучить её богатое содержание в виде ультраярких рентгеновских источников (ultraluminous X-ray sources (ULXs)). Если судить по опубликованному изображению, то в нём было уже выявлено 16 источников рентгена, а восемь из них, включая NGC 2276-3c, являются ультраяркими. Наблюдения Чандра показали, что один очень яркий источник, видимый ранее с помощью XMM-Newton, по факту оказывается конгломератом из пяти отдельных ULXs, включая NGC 2276-3c.

Изображение
NGC 2276

NGC 2276. Источник: X-ray: NASA/CXC/SAO/M.Mezcua et al & NASA/CXC/INAF/A.Wolter et al; Optical: NASA/STScI and DSS; Inset: Radio: EVN/VLBI

Информация о снимке

Название объекта NGC 2276
Характеристика спиральная галактика с перемычкой (SBc)
Прямое восхождение 07ч 27м 13.6с
Склонение +85° 45′ 18″
Созвездие Цефей
Дата наблюдения 23 июня 2004 года и 24 мая 2013
Общее время наблюдения 19 часов 30 минут
Розовый цвет рентгеновский диапазон
Красный, зелёный, синий видимый диапазон
Красный радио диапазон
Поле зрения 4.5 угловых минут (около 140000 световых лет)
NGC 2276
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Открыватель Фридрих Август Теодор Виннеке
Дата открытия 26 июня 1876
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
(ЭПОХА J2000.0)
Тип спиральная галактика с перемычкой (SBc)
Прямое восхождение 07ч 27м 13.6с
Склонение +85° 45′ 18″
Расстояние 100 миллионов световых лет
Созвездие Цефей
Видимая звёздная величина (V) 11.3
Фотографическая звёздная величина mB 12.0
Угловое положение 20°
Поверхностная яркость 12.8
Угловой размер 2.9′ × 2.6′
Красное смещение 7.944 ⋅ 10-6
Радиальная скорость 2372 км/с

По информации Chandra X-ray Center.

Comments

1. «»Данные от EVN показали присутствие «внутреннего джета, которые распространяется приблизительно на 6 световых» лет от этой чёрной дыры.
    Добрый день!
    Не смог найти в инете понятия внутренний джет, далее идет несогласовка местоимения- который.
    Но самое главное, как внутренний джет может распространяться на 6000 световых лет!?
    Ваш сайт очень информативный и полезный!
    Спасибо!

• shortstoryf

Внутренний у них имеется ввиду тот, который находится в галактике и явно его увидеть нельзя. Я так думаю это что-то типа локального выброса вещества, которое оказывает влияние только на свою область.

Нигде не нашёл про 6000 световых лет. Там есть данные об эмиссии вокруг источника на 2000 световых лет и об области без звёзд на 1000 световых лет по направлению распространения джета.

2. присутствие внутреннего джета, который распространяется приблизительно на 6 световых лет от этой чёрной дыры.
    Вполне возможно, что я ошибся, гриппую!
    Но значит ли наличие внутренней части джета, что черная дыра превратилась, пусть на время выброса, почти в торроид?
    Я не специалист в этих вопросах, это вы знаете, но материал пока собираю под свои соображения, анализом буду заниматься позже, если мои идеи не развалятся!
    В принципе, Ваш сайт можно использовать как мощную базу данных!
    Материал вызывает только доверие, погрешности перевода, это я в состоянии отследить!
    Дркучать вам более не намерен!
    Всего доброго!!!

• shortstoryf

Хорошо, если так, потому что я сам в некоторых терминах не до конца ориентируюсь, словаря не хватает.