Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 18.10.2018

Объединению нескольких наземных обсерваторий удалось показать редкий двойной астероид 2017 YE5

Новые наблюдения, проводимые с помощью самых больших радиотелескопов в мире, показали, что астероид 2017 YE5, обнаруженный в прошлом году, на самом деле является двойным объектом. Причём, эти два тела имеют примерно 900 метров в диаметре каждое и вращаются вокруг друг друга.

Астероид 2017 YE5

Изображения астероида 2017 YE5 от обсерватории Аресибо и Грин-Бэнк в бистатической конфигурации. Получены 25 июня 2018 года. Наблюдения показали, что астероид состоит из двух отдельных объектов, вращающихся вокруг друг друга. Источник: Arecibo/GBO/NSF/NASA/JPL-Caltech

Околоземный астероид 2017 YE5 был обнаружен благодаря наблюдениям автоматизированного телескопа небесного обзора Morocco Oukaimeden Sky Survey (MOSS) 21 декабря 2017 года, но до конца июня 2018 года никакие детали о физических свойствах астероида не были известны. Это только четвёртый двойной астероид, компоненты которого имеют одинаковую массу, за всю историю космических исследований. Новые наблюдения сумели обеспечить получение подробных самых подробных изображений этого типа двойных астероидов.

Дело в том, что 21 июня 2018 года астероид 2017 YE5 совершил самый близкий пролёт мимо Земли в течение, по крайней мере, последующих 170 лет. Расстояние между ним и нашей планетой составило 6 миллионов километров, что примерно равно 16-ти расстояниям между Луной и Землёй. 21 и 22 июня объект наблюдали радары обсерватории Голдстоун в Калифорнии, благодаря чему учёным и удалось выявить признаки бинарной системы у 2017 YE5: были обнаружены два лепестка астероида, но сама его ориентация была такова, что исследователи не могли понять, является ли этот астероид двойным объектом или имеет просто такую форму. И в конечном счёте эти два объекта повернулись так, что стал виден существенный разрыв между ними.

Астероид 2017 YE5

Радарные изображения двойного астероида 2017 YE5 от обсерватории Голдстоун от 23 июня 2018 года. Показаны две части астроида, но объект всё ещё кажется единым. Источник: GSSR/NASA/JPL-Caltech

Учёные из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико также планировали наблюдать 2017 YE5 и были заранее предупреждены коллегами из Голдстоун о таких уникальных свойствах астероида. 24 июня 2018 года учёные объединились вместе с исследователями в обсерватории Грин-Бэнк в Западной Вирджинии, использовали две эти обсерватории вместе в бистатической конфигурации радара. При такой работе радар Аресибо был передающим сигнал, а обсерватория Грин-Бэнк принимала обратный сигнал. Вдвоём они смогли подтвердить, что астероид 2017 YE5 состоит из двух отдельных объектов. к 26 июня и Грин-Бэнк, и Аресибо уже независимо друг от друга подтвердили двойной характер астероида.

Наблюдения, проводимые в период с 21 по 26 июня, указывают, что два объекта вращаются вокруг друг друга один раз примерно в 20-24 часа. Это было подтверждено наблюдениями в видимом диапазоне за изменениями яркости, которые проводил Брайан Уорнер в Центре исследований Солнечной системе в Ранчо-Кукамонге в Калифорнии.

Астероид 2017 YE5

Представление художника о том, как может выглядеть система 2017 YE5. Два объекта показали поразительные различия в радарной отражательной способности, которая могла указать на то, что они обладают разными свойствами поверхности. Источник: NASA/JPL-Caltech

Радарное изображение показало, что эти два объекта больше, чем их суммарная оптическая яркость. Это означает, что астероиды не отражают столько же солнечного света, сколько типичные каменный астероид. 2017 YE5, вероятно, такой же тёмный, как древесный уголь. Изображения, полученные 21 июня в обсерватории Голдстоун, также показывают поразительно различия в отражательной способности радиодиапазона у двух объектов. Это явление ранее не было обнаружено ни у одной из 50 двойных систем, изученных радарами с 2000 года. Однако большинство тех двойных астероидов состоит из одного большого объекта и намного меньшего спутника. Различия в альбедо также проявляются и на изображениях Аресибо, намекая на то, что у двух объектов может быть разная плотность, разный состав около их поверхности или шероховатость.

Астероид 2017 YE5

Иллюстрация, на которой показана траектория движения астероида 2017 YE5 через Солнечную систему. Источник: NASA/JPL-Caltech

Учёные предполагают, что среди околоземных астероидов, с размерами более 200 метров, приблизительно 15 процентов — системы из двух объектов с одним большим и вторым намного меньшим спутником. Системы с равными массами, как 2017 YE5, намного более редкие. Тесные двойные астероиды (в которых объекты могут находиться в контакте) составляют другие 15 процентов от всех околоземных астероидов более 200 метров.

Открытие двойной природы системы 2017 YE5 предоставляет учёным важную возможность улучшить наше понимание различных типов двойных астероидов и изучить механизмы формирования, приводящие к возникновению как двойных, так и тесных двойных систем. А анализ всех радарных данных и оптические наблюдения могут позволить учёным оценить плотность объектов 2017 YE5, что должно улучшить понимание их состава и внутренней структуры, а также то, как они сформировались.

Астероид 2017 YE5