Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 20.10.2017

Объект 2015 TB145 - мёртвая комета в виде черепа (обновлено 5 ноября 2015 года)

Объект 2015 TB145 — мёртвая комета в виде черепа (обновлено 5 ноября 2015 года)

Большое космическое тело, которое пролетело неподалёку от Земли 31 октября 2015 года, наиболее вероятно является мёртвой кометой, которая, ко всему прочему, имеет жуткое сходство с человеческим черепом. Учёные, наблюдавшие астероид 2015 TB145 с помощью инфракрасного телескопа IRTF НАСА на горе Мауна-Кеа, утверждают, что эта бывшая комета утратила всю свою активность после многочисленных пролётов вокруг Солнца.

Кроме того, этот астероид наблюдался оптическими и радарными обсерваториями во всём мире, что обеспечило накопление большого количества данных, включая крупные планы его поверхности. Хоть мы и называем его околоземным и потенциально опасным, но астероид 2015 TB145 на самом деле пролетел мимо нас за пределами орбиты Луны, точнее, на расстоянии в 1.3 радиуса, или приблизительно на расстоянии 486000 километров. Произошло это 31 октября в 20:00 мск.

Первые радарные изображения мёртвой кометы были получены 305-метровой тарелкой радиообсерватории Аресибо Национального научного фонда в Пуэрто-Рико. Эти радарные изображения указывают, что объект имеет сферическую форму и диаметр 600 метров, а один оборот вокруг своей оси он совершает один раз каждые пять часов.

«Данные IRTF могут обозначать, что объект может быть мёртвой кометой, но по изображениям от Аресибо видно, что она не только мёртвая, но и похожа на череп», — Келли Фаст, учёный программы телескопа IRTF.

Астероид 2015 TB145

Шесть кадров астероида 2015 TB145 от радиотелескопа Аресибо. Снимки получены 30 октября 2015 года, разрешение — 7.5 метров на пиксель

Управляемый Гавайским университетом, 3-метровый телескоп IRTF собрал инфракрасные данные по объекту 2015 TB145. После тщательной обработки этой информации, учёные надеются прекратить споры о том, является ли он астроидного или кометного происхождения.

«Мы обнаружили, что объект отражает приблизительно шесть процентов света, который он получает от Солнца. Это столько же, сколько отражает свежий асфальт, и, в то время как здесь на Земле мы считаем его довольно тёмным, на сам деле он значительно ярче, чем типичная комета, которая отражает только от трёх до пяти процентов света».

Астероид 2015 TB145 был обнаружен 10 октября 2015 года панорамным телескопом Pan-STARRS-1, который выполняет свою работу в рамках исследовательской программы по поиску околоземных объектов. В следующий раз этот объект окажется по соседству с Зёмлей в сентябре 2018 года, когда он будет на расстоянии 38 миллионов километров от Земли или четверти расстояния между Землёй и Солнцем.

Обновление 5 ноября 2015 года

Астероид 2015 TB145

Радарные изображения астероида 2015 TB145 полученные антенной Сети дальней космической связи. Источник: NASA/JPL-Caltech/GSSR/NRAO/AUI/NSF

Радарные изображения высокого разрешения астероида 2015 TB145 были успешно обработаны. Для накопления этой информации учёные НАСА использовали гигантские наземные радиотелескопы. Было уточнено, что этот астероид действительно имеет в диаметре примерно 600 метров.

«Эти радарные изображения астероида показали те части поверхности, которые мы не замечали раньше. Сейчас мы смогли разглядеть впадины и яркие пятна, которые могли бы быть твёрдыми камнями и другими сложными особенностями, даже горными хребтами. Наши изображения выглядят намного чётче чем те, которые получила радиообсерватория Аресибо 30 октября. К тому же мы наблюдали астероид с другой точки, поэтому он выглядит несколько иначе», — Ланс Беннер из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Чтобы получить эти радарные изображения, специалисты использовали 70-метровую антенну DSS-14 в Голдстоуне. Сигнал, отражённый от астероида 2015 TB145 был получен 100-метровым телескопом в Грин Бэнк Национальной радиоастрономической обсерватории. Эти снимки имеют пространственное разрешение 4 метра на пиксель.

По информации Nasa.