Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 23.10.2017

Объект 300163 (2006 VW139) - комета или астероид?

Объект 300163 (2006 VW139) — комета или астероид?

Космический телескоп «Хаббл» помог международной команда астрономов определить, что один из необычных объектов в поясе астероидов, фактически, является двумя астероидами, вращающимися вокруг друг друга. Также у них прослеживаются свойства, подобные кометам: вокруг них обнаружен светлый ореол вещества, называемый комой, и длинный пылевой хвост.

«Хаббл» использовался для наблюдения за объектом 300163 (2006 VW139) в сентябре 2016 года незадолго до того, как он совершил проход на минимальном расстоянии от Солнца. Свежие изображения от космического телескопа показали, что это был не один, а два астероида одинаковой массы и размера, вращающиеся вокруг друг друга на расстоянии около ста километров.

300163 (2006 VW139)

Этот time-lapse был смонтирован из набора фотографий, полученных космическим телескопом «Хаббл». Здесь показаны два астероида, вращающиеся вокруг друг друга и обладающие кометными свойствами. Эта пара названа 2006 VW139/288P, наблюдения за ней проводились в сентябре 2016 года, непосредственно перед тем, как астероид должен был приблизиться на минимальное расстояние к Солнцу. Ориентация хвоста зависит от размеров частиц, которые вылетают из объекта. Первоначально хвост показывал в сторону направления движения, испускались сравнительно большие частицы, приблизительно 1 мм в диаметре, в конце июля. С 20 сентября хвост начал указывать в противоположном направлении от Солнца, поскольку давление солнечного света стало влиять даже на мелкие (10 микрон) частицы пыли. Источник: NASA, ESA, and J. DePasquale and Z. Levay (STScI)

Астероид 300163 (2006 VW139) был обнаружен в рамках проекта Spacewatch, который направлен на поиск и открытие малых тел Солнечной Системы. Кометная деятельность этого объекта была замечена в 2011 году обсерваторией Pan-STARRS. Именно после второго наблюдения объекты был присвоен кометный индекс 288P. Таким образом, мы имеем первый известный двойной астероид, который также классифицирован как комета в поясе астероидов. Ещё более свежие наблюдения «Хаббла» показали, что активность этой бинарной системы продолжается. Кстати, раз уж речь зашла о нашей звезде, можете попробовать комплекс йоги приветствие солнцу.

«Мы обнаружили верные признаки абляции водяного для из-за увеличивающегося влияния Солнца. Именно таким образом и возникают хвосты у комет», — объясняет руководитель группы Джессика Агаруолл из Института исследований Солнечной Системы имени Макса Планка.

Сочетание свойств двойного астероида — широкое разделение, почти равное фактическому их размеру, орбита с большим эксцентриситетом и активность, подобная комете — также делает этот объект уникальным даже среди некоторых известных двойных астероидов. Понимание его происхождения и развития может обеспечить получение знаний о первых годах жизни нашей Системы. А кометы из пояса астероида могут помочь ответить на вопрос о том, как вода попала на сухую Землю миллиарды лет назад.

Учёные оценивают, что 2006 VW139/288P существует в виде бинарной системы в течение лишь приблизительно 5000 лет, а самый вероятный сценарий её появления — распад на две части из-за быстрого вращения. После этого два образовавшихся фрагмента, возможно, были разнесены в сторону эффектами абляции льда, которые могут придать незначительное ускорению космическим астероидам в противоположном от испарения частиц направлении.

300163 (2006 VW139)

Фотография пары 2006 VW139/288P. Источник: NASA, ESA, and J. Agarwal (Max Planck Institute for Solar System Research)

Тот факт, что 2006 VW139/288P существенно отличается от других известных двойных астероидов, в очередной раз поднимает вопрос о том, насколько вообще распространены такие системы в поясе астероидов.

«Нам нужно провести больше наблюдений и теоретической работы. Также нам необходимо найти больше объектов, подобных этому, чтобы найти ответ на поставленные вопросы».

По информации НАСА.