Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 24.08.2017

Обнаружено рождение планеты у звезды HD 100546

Исследователи из Морской исследовательской лаборатории (Naval Research Laboratory (NRL)) в составе международной команды обнаружили то, что они считают видимым наблюдением формирования планеты и звезды, расположенной в 335 световых годах от Земли.

Ученые, как это часто бывает в астрономии, намеревались просто изучить протопланетный диск вокруг известной звезды HD 100546 и совершенно случайно наткнулись на область формирования новой планеты. Протопланетный или околозвездный диск является скопление вещества, вращающегося вокруг недавно сформированной звезды, из которого впоследствии может сформироваться целая планетарная система. Было изучено тепловое излучение газа в диске используя технику, называемую спектроастрометрией, которая позволяет астрономам обнаруживать небольшие изменения в положении движущегося газа.

Звезда HD 100546

Представление художника о системе молодой массивной звезды HD100546 и окружающего ее диска. Планета, формирующаяся в этом диске, находится на расстоянии 13 астрономических единиц от звезды, что сопоставимо с орбитой Сатурна вокруг Солнца. По мере того, как газ перетекает из околозвездного диска к планете, его материал, в свою очередь, формирует уже околопланетный диск. Источник: P. Marenfeld & NOAO/AURA/NSF).

Был обнаружен невидимый ранее «дополнительный» источник эмиссии от молекул угарного газа, который не быть объяснен присутствием одного только протопланетного диска. Отслеживая изменения в скорости и положении этого таинственного источника излучения в течение нескольких лет наблюдений, астрофизики смогли показать, что он движется по орбите вокруг этой звезды. Его орбита несколько больше орбиты нашего Сатурна. Данные свидетельствуют, что происходит наблюдение горячего газа, который окружает молодую планету. Ясно, что экзопланету удалось обнаружить не в прямой видимости, а по косвенному признаку движения газа вне общего потока диска. Посредством моделирования, выполненного астрофизиками Университета Клемсона, и с помощью дополнительной информации, собранной астрономами для подтверждения своей первоначальной гипотезы о новой экзопланете, они смогли исследовать неучтенную эмиссию. Авторы пришли к заключению, что вероятное объяснение их наблюдения является маленьким околопланетным диском горячего газа, вращающегося вокруг формирующейся планеты. Предполагается, что в будущем она вырастет и станет газовым гигантом, по крайней мере в три раза тяжелее Юпитера. Теория состоит в том, что материал от большого протопланетного диска питает околопланетный диск, который, в свою очередь, взращивает собой растущую планету. Следовательно, околопланетный диск играет роль посредника, остатки которого впоследствии могут сформировать новые спутники, такие же как у упомянутого Юпитера в нашей Солнечной системе.

Исследования группы ученых основаны на четырех последовательных наблюдениях, проведенных в 2003, 2006, 2010 и 2013 годах. В работе были использованы обсерватория Джемини и Очень Большой Телескоп (VLT) в Европейской южной обсерватории, оба расположены в Чили. Джемини состоит из двух телескопов-близнецов оптического/инфракрасного диапазонов с апертурой 8.1 метров, расположенных в гавайских горах. VLT является комплексом, состоящим из четырех устройств, каждый с главным зеркалом 8.2 метра в диаметре. Данные были собраны, используя инфракрасные спектрографы с высокой разрешающей способностью, которые позволили определить точные изменения движения молекулярного газа, окружающего звезду.

«Эти результаты дают нам редкую возможность изучить формирование планеты в действии. Наш анализ убедительно доказывает, что мы наблюдаем диск горячего газа, который окружает планету-гигант во время ее формирования на орбите вокруг звезды. Раньше присутствие околопланетного диска только теоретизировалось, наши исследования являются первым прямым подтверждением его существования. Если наша интерпретация верна, то мы действительно наблюдаем планету в процессе ее формирования», — Джон Карр.

В будущем ученые хотели бы продолжить наблюдать движение этого объекта у звезды и получить по нему дополнительную информацию, чтобы точнее определить свойства околопланетного диска. Они предполагают, что планета и ее диск исчезнут из поля зрения приблизительно через два года, когда они станут скрыты внешним краем околозвездного диска. Таким образом, если разработанная модель окажется верна, то планету ученые не смогут наблюдать еще на протяжении 15 лет.

По информации Морской исследовательской лаборатории.