Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 20.11.2017

SAGE0536AGN - галактика с чрезвычайно массивной для её размеров чёрной дырой

SAGE0536AGN — галактика с чрезвычайно массивной для её размеров чёрной дырой

Мы давно уже привыкли к тому, что во всех галактиках, вернее, в их ядре присутствуют сверхмассивные чёрные дыры. Эти объекты нельзя увидеть напрямую, можно просто дать им оценку согласно поведению окружающего вещества. Анализируя общую структуру самой галактики, астрономы научились, как они считают, довольно точно определять возможные размеры чёрных дыр. Но и с этим правилом исследователи, похоже, наткнулись на исключение. У одной из недавно обнаруженных галактик может существовать центральная сверхмассивная чёрная дыра намного более крупнее, чем это возможно представить согласно текущим теориям эволюции галактик.Это работой занимались астрономы из Килского университета и Университета Центрального Ланкашира.

Первоначально галактика SAGE0536AGN была обнаружена с помощью космического телескопа «Спитцер» в инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра. Установлено, что возраст её составляет, по крайней мере, 9 миллиардов лет, а в центре она содержит активное галактическое ядро — невероятно яркий объект, светимость которого является следствием активности сверхмассивной чёрной дыры. Газ вокруг неё движется на огромных скоростях из-за поля тяготения, поэтому он очень сильно лучит.

Участок неба, на котором обнаружена галактика SAGE0536AGN. Она показана в центре. Источник: Vista Magellanic Clouds survey

Присутствие в центре чёрной дыры было установлено благодаря измерениям скорости газа, который вращается вокруг. Используя Большой южноафриканский телескоп, учёные заметили, что эмиссионные линии водорода в спектре галактики, которые можно изучить разложив свет на составляющие (как при образовании радуги, когда свет проходит через призму), расширены из-за наличия эффекта Доплера, при котором длина волны (или цвет) излучения переходит или в синий, или в красный диапазон в зависимости от того, двигается ли он к нам, или от нас. Сила расширения этого сигнала и говорит о том, что газ перемещается на высокой скорости, которая может возникнуть только в результате воздействия сильного поля тяготения чёрной дыры.

Эти данные использовались для того, чтобы вычислить массу чёрной дыры: чем более она массивна, тем более широкими становятся эмиссионные линии. По подсчётам, чёрная дыра в галактике SAGE0536AGN имеет массу в 350 миллионов солнечных. Тут-то и возникла проблема, ведь масса самой галактики, полученная посредством измерения движения её звезд, составляет всего 25 миллиардов солнечных. Несмотря на то, что масса галактики в семьдесят раз больше массы чёрной дыры, последняя в тридцать раз массивнее, чем ожидалось для такого размера галактики.

«Галактики во Вселенной имеют широкий набор масс, как и чёрные дыры в их ядрах. Но всё они подчиняются определённым законам. Тот объект, который мы обнаружили в SAGE0536AGN, попросту не может быть настолько большим», — доктор Джекко ван Лун, астрофизик в Килском университете, ведущий автор исследований.

В обычных системах чёрная дыра растёт с той же самой скоростью, что и галактика. Но в случае с SAGE0536AGN рост чёрной дыры был намного быстрее, или сама галактика внезапно и преждевременно перестала расти. Поскольку она была найдена случайно, исследователи в настоящее время заняты поиск других похожих объектов. Они надеются, что время обязательно покажет, является ли SAGE0536AGN странным «чудаком» или первым объектом в новом классе галактик.

Целиком исследование можно прочитать по ссылке.

По информации Королевского астрономического общества.