Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 16.12.2017

Скопления Abell 3411 и Abell 3412 - космические ускорители частиц

Скопления Abell 3411 и Abell 3412 — космические ускорители частиц

Проанализировав данные от рентгеновской обсерватории «Чандра» и нескольких других телескопов, астрономы обнаружили явление, при котором две сталкивающиеся группы галактик наносят поочерёдно друг другу энергетические удары. До сих пор никогда ничего подобного астрономы не наблюдали, а происходит это в двух кластерах под названием Abell 3411 и Abell 3412. Результаты, описываемые в пресс-релизе, говорят, что выбросы из сверхмассивной чёрной дыры, в объединении со слиянием групп галактик, могут создавать громадные космические ускорители частиц.

• Abell 3411 Abell 3412

Скопления Abell 3411 и Abell 3412. Источник: X-ray: NASA/CXC/SAO/R. van Weeren et al; Optical: NAOJ/Subaru; Radio: NCRA/TIFR/GMRT

• Abell 3411 Abell 3412 оптический

Abell 3411 и Abell 3412, оптический диапазон. Источник: NAOJ/Subaru

• Abell 3411 Abell 3412 радио

Abell 3411 и Abell 3412, радиодиапазон. Источник: NCRA/TIFR/GMRT

• Abell 3411 Abell 3412 рентген

Abell 3411 и Abell 3412, рентген. Источник: NASA/CXC/SAO/R

Опубликованное в новости изображение содержит рентгеновскую информацию от «Чандры» (синий цвет), которая указывает на присутствие рассеянной эмиссии газа в двух группах, разогретого до многих миллионов градусов. Видно, что в верхней части изображения этот раскалённый газ принимает форму кометы, это является явным свидетельством, что эти две группы сталкиваются и сливаются. Голова «кометы» представляет собой скопления горячего газа одного из скоплений, движущегося сквозь горячий газ другого скопления в направлении, показанного на иллюстрации с подписями.

Радиоизлучение, обнаруженное Giant Metrewave Radio Telescope — радиотелескопом в Индии — указывает на присутствие колоссальных ударных волн, которые являются космическими версиями хлопков, когда самолёт преодолевает звуковой барьер. Они производятся в результате столкновения горячего газа, связанного с группами галактик. Фоновое изображение, на котором показано множество разноцветных галактик и звёзд, представлено в оптическом диапазоне с помощью телескопа Субару на горе Мауна-Кеа, Гавайи.

На этом изображении астрономы обнаружили три различные сверхмассивные чёрные дыры в ядрах галактик, которые, также расположены в сливающихся группах. Верхняя по изображению чёрная дыра указывает на то, что джет, созданный ей, связан с сильными вихрями в радиоизлучении. Астрономы считают, что эта связь предоставляет важную информацию о том, как это излучение было образовано.

Это вращение, которое создаётся закруткой сверхмассивной чёрной дыры, образует тугую магнитную трубу. Мощные электромагнитные поля, связанные с этой структурой, ускоряют часть попадающего сюда газа прочь от непосредственной области вокруг чёрной дыры в форме энергетически сильных, высокоскоростных джетов. Затем эти ускоренные частицы в джете получают ещё одно приращение скорости, когда они сталкиваются с ударными волнами, образованными столкновением галактик.

Джеты от двух других сверхмассивных чёрных дыр (на подписанном изображении), вероятно, имеют тот же эффект ускорения частиц, прежде, чем получили дополнительное ускорение от ударных волн. Джеты от одной дыры не подписаны, поскольку на таком изображении их невозможно заметить.

По информации Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.