Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 17.08.2017

SPT 0346-52 - удалённая галактика в очень активной фазе звездообразования

SPT 0346-52 — удалённая галактика в очень активной фазе звездообразования

На этой иллюстрации показан один из кадров компьютерного моделирования (главное изображение), а также астрономические данные (во врезке) относительно отдалённой галактики, переживающей в настоящее время экстраординарную вспышку звездообразования. Эта галактика известна под названием SPT0346-52 и расположена на расстоянии 12.7 миллиарда световых лет от Земли. Это означает, что астрономы наблюдают её в критической стадии развития галактик во Вселенной, спустя примерно миллиард лет после Большого Взрыва.

Галактика SPT 0346-52

Галактика SPT 0346-52, основное изображение — симуляция, во врезке — данные от различных аппаратов. Источник: X-ray: NASA/CXC/Univ of Florida/J.Ma et al; Optical: NASA/STScI; Infrared: NASA/JPL-Caltech; Radio: ESO/NAOJ/NRAO/ALMA; Simulation: Simons Fdn./Moore Fdn./Flatiron Inst./Caltech/C. Hayward & P. Hopkins

Эта галактика заинтересовала астрономов, когда они впервые наблюдали её с помощью Атакамской Миллиметровой/субмиллиметровой Решётки. Тогда была обнаружена чрезвычайно яркая инфракрасная эмиссия, что могло означать только одно — SPT0346-52 находится в фазе активного звездообразования. Однако, существует и другое возможное объяснение избыточного инфракрасного излучения — присутствие быстро растущей сверхмассивной чёрной дыры в центре галактики. При этом сценарии газа, падающий в чёрную дыру, стал бы намного более горячим и ярким, заставив окружающую пыль и газ светиться в инфракрасном свете.

Чтобы различить эти два варианта, исследователи обратились за помощью к рентгеновской обсерватории «Чандра» радиотелескопу ATCA в Австралии. Ни рентгеновские лучи, ни радиоволны не были обнаружены. Таким образом, астрономы смогли исключить вариант, в котором была задействована чёрная дыра, генерирующая большую часть инфракрасного света. Поэтому было решено, что в галактике SPT0346-52 происходит мощный процесс образования новых звёзд. Это очень важное открытие для галактики, которую нашли в таком раннем возрасте Вселенной.

Как уже упоминалось выше, на представленном изображении показан кадр моделирования этой галактики на суперкомпьютере. Здесь показана искажённая галактика, которая образовалась в результате столкновения двух отдельных галактик. Астрономы предполагают, что именно процесс слияния может быть причиной такого сверх активного звездообразования. Как только эти две галактики начинают сталкиваться, газ около центра одной из них (показан как яркая область в центре модели) сжимается, запуская процесс образования звёзд. Тёмные области в этой модели показывают космическую пыль, которая поглощает и рассеивается звёздный свет.

Во вставке в углу показано сложение рентгеновских данных от «Чандры» (синий цвет), инфракрасные данные на коротких волнах от «Хаббла» (зелёный цвет), и инфракрасные данные от «Спитцера» (красный цвет) и ALMA (пурпурный цвет) на более длинных волнах. В дополнении ко всему, свет от SPT0346-52 искажён и усилен гравитацией галактики, находящейся на переднем плане, что позволило создать три вытянутых изображения в данных от ALMA в центре изображения. SPT0346-52 не видна в данных от «Хаббла» или «Спитцера», но галактика переднего плана, вызывающая эффект гравитационного линзирования, хорошо наблюдается. Другая яркая галактика, замеченная в данных от всех приборов и расположенная немного левее от центра, не связана с SPT0346-52.

Видно, что в центре снимка совершенно нет никакого синего цвета. Это означает, что «Чандра» не обнаружила рентгеновских лучей, которые могли бы просигнализировать о присутствующей чёрной дыре. Данные от ATCA здесь не показаны, так как они также не указывают на это. Вся эта информация предполагает, что SPT0346-52 формирует звёзды с показателем 4500 солнечной массы в год. Это один из самых высоких показателей, когда-либо обнаруженных у галактики. Для сравнения, Млечный Путь формирует звёзды за один год с массой, эквивалентной одной солнечной.

По информации Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.