Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/users/s/shortstoryf/domains/theuniversetimes.ru/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Сверхновая SN 2014J в галактике M 82

Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 13.12.2017

Сверхновая SN 2014J в галактике M 82

21 января 2014 года многие наземные и орбитальные обсерватории зафиксировали очень близкий взрыв звезды. Он произошел в галактике M 82 на расстоянии всего в 12 миллионов световых лет до Земли. Таким образом, этот взрыв, отмеченный в каталогах как SN 2014J, является самой близкой сверхновой, видимой в оптическом диапазоне, зафиксированной за последние два десятка лет. К тому же это событие может породить самую близкую к Земле сверхновую типа Ia.

Для того, чтобы выжать максимум из этой вспышки, астрономы уже запланировали наблюдения с помощью множества телескопов — Хаббл (Hubble), Чандра (Chandra X-ray Observatory), NuSTAR (Nuclear Spectroscopic Telescope Array), Ферми (Fermi Gamma-ray Space Telescope) и Свифт (Swift). Swift в переводе с английского означает «быстрый», поэтому, как и полагается, этот аппарат первым сумел получить ее изображение. Уже через день, 22 января, после того как был зафиксирован взрыв, бортовой телескоп UVOT смог захватить звезду и ее галактику-хозяина.

Примечательно, что сверхновую SN 2014J можно обнаружить на изображениях, взятых за неделю до выявления ее присутствия  Это произошло, когда студенты и преподаватели из обсерватории Лондонского университета пришли на внеклассные занятия. Не смотря на то, что взрыв сверхновой необычно близок к нам, свет от нее может быть слабее из-за плотных слоев пыли в галактике, что может сильно повлиять на результаты измерений яркости новой звезды.

«Обнаружение вспышки и разглашение информации о ней могут растянуться на длительный отрезок времени из-за условий наблюдений за этим событием. Благодаря аппарату Свифт, мы можем наблюдать такие новые вспышки уже через несколько часов», — Нил Джехрелс, научный руководитель миссии в Центре космических полетов имени Годдарда.

Межзвездная пыль выборочно рассеивает синий свет, поэтому Свифт смог обнаружить объект SN 2014J в видимом и в низком ультрафиолетовом диапазонах. Ближе к среднему ультрафиолету сверхновая практически не видна. Благодаря этому у астрономов появилась возможность хорошо оценить влияние межзвездной пыли на проходящий через нее свет. Как известно, сверхновые класса Ia взрываются всегда с одной и той же интенсивностью. Эта особенность позволяет использовать их как метки расстояний во Вселенной — две звезды класса Ia на одинаковых расстояниях от наблюдателя имеют абсолютно одинаковую светимость.

Обычно, в виде сверхновой Ia взрываются белые карлики по одному из двух сценариев. В первом случает белый карлик вращается по орбите вокруг обычной звезды, перетягивает материю из нее к себе, наращивая таким образом массу, пока не достигнет критической. Во втором случае в системе присутствуют два белых карлика, вращающиеся по спирали вокруг друг друга. В конце концов они сталкиваются и происходит взрыв. Исследователи отмечают, что обычно рентгеновское излучение никогда не наблюдается от сверхновых типа Ia, но на всякий случай к исследованиям подключились и рентгеновские телескопы, потому что обнаружение этих лучей существенно изменит представление о таких сверхновых, точно так же, как если бы аппарат Ферми зафиксировал высокоэнергетические гамма-лучи.

Сверхновая SN 2014J

Это анимированное изображение показывает галактику M 82 до вспышки сверхновой (2007 и 2013 года) SN 2014J и после (22 января 2014 года). Средний ультрафиолетовый диапазон представлен синим, низкий ультрафиолетовый — зеленым и оптический — красным. Источник: NASA/Swift/P. Brown, TAMU

Для нас не важно, каким образом произошел взрыв. И в первом и во втором случае взрыв порождает фронт перегретой плазмы, которая расширяется наружу в открытый космос на скорости в десятки миллионов километров в час. При таком взрыве радиоактивные элементы поддерживают плазменную оболочку горячей, но живут они не долго. Как раз размер плазменного фронта, его прозрачность и радиоактивное нагревание определяет, когда сверхновая достигнет пиковой яркости. Астрономы ожидают, что сверхновая SN 2014J продолжит увеличивать свою яркость еще до первой недели февраля. К этому времени ее можно будет увидеть даже в бинокль.

Галактика M 82, в которой произошла вспышка сверхновой, расположена в созвездии Большой Медведицы и является очень популярным объектом для наблюдений у любителей астрономии с недорогими телескопами. В M 82 активно идут процессы звездного формирования, что делает ее в несколько раз ярче нашего Млечного пути и придает такую яркую внешность.

По информации NASA.