Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 19.10.2017

Один комментарий

У карликовой планеты 2007 OR10 обнаружен спутник

Объединив усилия сразу трёх космических обсерваторий, включая телескоп «Хаббл», астрономам удалось обнаружить спутник, вращающийся вокруг третьей по размерам карликовой планеты под названием 2007 OR10. Эта пара обитает в холодных рубежах Солнечной Системы в поясе Койпера — сферы, состоящей из ледяных обломков, которые сохранились со времён формирования Солнечной Системы 4.6 миллиарда лет назад. Благодаря этому открытию становится ясно, что большинство известных карликовых планет в поясе размерами более 965 километров в диаметре обладают спутниками. Предполагается, что это открытие обеспечит понимание того, как формировались спутники в молодой Системе.

«Открытие спутников у всех известных больших карликовых планет, за исключением Седны, означает, что в то время, когда эти тела формировались, а это было миллиарды лет назад, столкновения между ними проходили чаще. Это очень важный параметр для моделей формирования Солнечной Системы. Если соударения проходили чаще, то планетам было проще обзавестись спутниками», — Ксаба Кисс из обсерватории Конкоя в Будапеште, ведущий автор работы.

Скорее всего, объекты врезались чаще друг в друга, потому что населяли переполненную область будущей Солнечной Системы.

«Здесь, должно быть, была довольно высокая плотность объектов. Некоторые из них были крупными телами, которые задевали орбиты меньших тел. Эти гравитационные взаимодействия, возможно, могли сбить тела со своих орбит», — Джон Стэнсберри из Научного Института Космического телескопа.

Но, скорость движения сталкивающихся объектов не была слишком быстрой или слишком медленной. Если бы скорость столкновения была слишком быстрой, в результате удара образовалось бы множество обломков, которые, возможно, вообще могли вылететь из Системы. Слишком медленное столкновение произвело бы просто ударный кратер.

Экзопланета 2007 OR10

Пример того, как космический телескоп «Хаббл» сумел выявить спутник у карликовой планеты 2007 OR10. Два изображения были получены с разницей в один год, каждое из них было сделано широкоугольной камерой и показывает спутник в различных орбитальных конфигурациях. Источник: NASA, ESA, C. Kiss (Konkoly Observatory), and J. Stansberry (STScI)

В качестве примера можно привести, например, разрушительные столкновения в поясе астероидов, потому что объекты перемещаются слишком быстро. Пояс астероидов — область твёрдых обломков между орбитами Марса и Юпитером. Мощная гравитационная сила газового гиганта ускоряет астероиды, приводя к сильным столкновениям друг с другом.

Учёные раскрыли спутник у карликовой планеты 2007 OR10 по архивным изображениям, полученным камерой широкого поля WFC3 на телескопе «Хаббл». А предыдущие данные, собранные телескопом «Кеплер», впервые подсказали астрономам о том, что у этого космического тела может быть спутник. Дело в том, что скорость вращения этой карликовой планеты составляет 45 часов. А типичные периоды вращения объектов в поясе Койпера меньше 24 часов. Затем были исследованы архивы «Хаббла» на предмет поиска таких небесных тел, у которых спутники с помощью своего влияния замедляют период оборота вокруг своей оси.

Астрономам удалось определить спутник в двух отдельных наблюдениях «Хаббла», разница между ними составила один год. Данные показывают, что спутник гравитационно связан с 2007 OR10, потому что он на фоне далёких звёзд перемещается вместе с карликовой планетой. Однако эти два наблюдения не предоставили достаточно информации для астрономов, чтобы определить его орбиту.

Учёные вычислили диаметры обоих объектов на основе наблюдений в дальнем инфракрасном свете от космической обсерватории «Гершель», которая способна измерить тепловое излучение от очень далёких объектов. Карликовая планета имеет средний диаметр 1528 километров, а диаметр её спутника варьируется от 241 до 402 километров. 2007 OR10, так же как и Плутон, движется по орбите с большим эксцентриситетом и в настоящее время в три раза дальше от Солнца, чем Плутон.

Карликовая планета 2007 OR10 входит в число девяти других объектов, которые составляют особый класс в Солнечной Системе. Из этих девяти тел только Плутон и Эрида больше него.

По информации НАСА.