Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 21.10.2017

Ученые удивлены: молодая галактика S0901 обладает всеми признаками взрослой

Ученые обнаружили молодую галактику с совершенно необычными свойствами. Галактика, названная S0901, является молодой, но обладает свойствами уже зрелой галактики, в частности, она вращается более спокойно, что характерно для развитых галактик, таких как наш Млечный путь. Обычно, когда ученые изучают молодые галактики, они выявляют в них различные турбулентные завихрения, которые существенно влияют на их развитие, у развившихся галактик этого не наблюдается. Судя по всему, S0901 является исключением.

Свет от этой галактики достиг наших телескопов спустя десять миллиардов лет. Таким образом, становится ясно, что ученые наблюдают галактику в момент ее жизни, когда она была сравнительно молодой. Это открытие было сделано с помощью космической обсерватории Гершель (Herschel) Европейского космического агентства. И это действительно удивительный результат, который в очередной раз напомнил всем нам о том, что мы все еще очень мало понимаем о развитии вселенной. А аппараты, такие как Гершель помогают нам в этом.

Когда галактики формируются, они накапливают массу вследствие того, что их постоянно растущая сила тяжести затягивает внутрь окружающие газовые облака. По мере того, как эти облака попадают в галактику, они начинают вращаться вокруг ее центра по совершенно случайным орбитам. Эти беспорядочные орбиты, пересекаясь, могут вызвать завихрения, что стимулирует образование новых звезд. Чтобы исследовать процессы, протекающие внутри формирующихся галактик, ученые из Университета штата Аризона исследовали две молодые галактики, одна из которых была S0901.

Галактика S0901

Галактика S0901 (или более строго SDSS090122.37+181432.3). На снимке видна как дуга слева от галактики в виде шара. Такое искажение вызвано эффектом гравитационного линзирования. Изображение получено в Мае 2010 года с помощью телескопа Хаббл. Источник: NASA/STScI; S. Allam and team; and the Master Lens Database, L. A. Moustakas, K. Stewart, et al (2014)

Наблюдения за ней проводились с помощью эффекта гравитационного линзирования. Используя гетеродинный датчик для излучения в дальнем инфракрасном диапазоне HIFI, Heterodyne Instrument for the Far Infrared), Гершель смог выявить в излучении следы ионизированного углерода, благодаря чему удалось зафиксировать движение газовых молекул в галактике. И движение этих молекул было намного более гладким, чем ожидалось от такой молодой галактики. Результаты для второй изучаемой галактики так же продемонстрировали определенное успокоение процессов, но результаты не были такими неясными.

«10 миллиардов лет назад галактики рождали звезды намного более активно, чем сейчас. Обычно, в связи с этим, в них обнаруживается множество бурь и завихрений, вероятно потому что они накапливали газ активнее современных галактик. Но здесь мы наблюдаем случай, когда ранняя галактика объединяет в себе активные процессы звездообразования и спокойное вращение ее вещества».

В настоящее время исследователи планируют привлечь к работе другие телескопы с целью выявления других подобных молодых галактик с признаками уже сформировавшихся.

По информации NASA.