Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 22.08.2017

Ультрабыстрый рентгеновский ветер в сейфертовской галактике IRAS 17020+4544

Орбитальная обсерватория XMM-Newton обнаружила высокоскоростной космический ветер, состоящий из газа и движущийся прямо из центра яркой спиральной галактики. Астрономы утверждают, что это явление может существенно ограничить способность этой галактики производить новые звёзды.

Спиральная галактика

Спиральная галактика с рентгеновским ветром, представление художника. Источник: ESA

В современной астрономии обнаружение раскалённых потоков частиц, движущихся от циркулирующих дисков вещества вокруг сверхмассивных чёрных дыр в центрах галактик, является вполне обыкновенным занятием. Если эти частицы, которые можно назвать космическим ветром, движутся достаточно быстро, то они могут оказывать различное влияние на свою окружающую среду. Их основной эффект состоит в том, что из-за них могут перемещаться большие концентрации газа, которые иначе могли сформировать звёзды. Но, есть в действии этих ветров и один «побочный» эффект: в некоторых случаях газовые облака могут коллапсировать и, наоборот, запустить процесс звездообразования.

В настоящее время учёные считают, что такие процессы играли фундаментальную роль в эволюционирующих галактиках и чёрных дырах на протяжении всей 13.8 миллиардной истории Вселенной. Но, исследователи считали, что эти явления затрагивают лишь самые большие объекты, такие как массивные эллиптические галактики, сформированные в результате драматических столкновений с последующим слиянием двух или больше галактик. Именно это слияние и может иногда создавать космические ветры, достаточно сильные, чтобы влиять на рождение новых звёзд.

А теперь эти космические ветра были замечены в относительно нормальной активной галактике, которую можно отнести к типу сейфертовских. И на первый взгляд кажется, что она не проходила через какой-либо процесс слияния. Когда сейфертовские галактики наблюдаются в видимом свете, почти у всех присутствует спиральная форма, подобная нашему Млечному Пути. Однако, в отличие от нашей Галактики, у тех присутствуют очень яркие ядра, сияющие по всему электромагнитному спектру. Это означает, что сверхмассивные чёрные дыры в их центрах существуют не просто так, а активно пожирают своё окружение.

IRAS 17020+4544

Слева показано изображение галактики IRAS 17020+4544, полученное в рамках Слоановского цифрового обзора неба. Активное ядро галактики — жёлто-белое пятно в центре. Красные пятна — звёзды переднего плана. Справа показан спектр излучения. Удивительно, но в нём нет присутствия тяжёлых элементов, таких как железо, зато есть более лёгкие, такие как кислород. Источник: Image: Sloan Digital Sky Survey; Spectrum: Longinotti et al (2015)

Изучаемая в этой работе чёрная дыра расположилась в сейфертовской галактике под названием IRAS 17020+4544 на расстоянии 800 миллионов световых лет от Земли. Её масса составляет примерно шесть миллионов солнечных. Космический аппарат XMM-Newton обнаружил, что ветер в окружающей среде вокруг чёрной дыре перемещается со скоростью 23000-33000 километров в секунду, что составляет примерно десять процентов от скорости света. Важное открытие здесь заключается в том, что ветер, движущийся из центра галактики способен настолько сильно разогреть газ, что будут подавлены любые процессы рождения новых звёзд. Это явление вообще впервые было обнаружено в относительно нормальной спиральной галактике.

«Это первый точно зафиксированный случай ультрабыстрого оттока рентгена, который наблюдается в нормальной сейфертовской галактике», — Анна Лиа Лондинотти из Национального института астрофизики, оптики и электроники в Мексике.

У этой галактики есть ещё кое-что, чем она может удивить исследователей. Рентгеновское излучение быстрых космических ветров от галактических ядер изобилует атомами железа, у которых многие электроны выброшены со своих орбит. Но ветры галактики IRAS 17020+4544 оказались довольно необычными, они демонстрируют признаки наличия в них более лёгких элементов, таких как кислород, без содержания железа. Поскольку эта галактика во много подобна Млечному Пути, то она задаёт учёным многие вопросы об истории нашей Галактики, и роли, которую, возможно, играла чёрная дыра в её центре.

«Сейчас мы уже знаем благодаря результатам, полученным обсерваторией XMM-Newton, что чёрная дыра в Млечном Пути, которая имеет массу в четыре миллиона Солнц, обладала фазами намного более мощной активности. Причём, это было несколько сотен лет назад. Конечно, это не означает, что наше открытие подразумевает присутствие быстрых оттоков вещества, которые были обнаружены в IRAS 17020+4544. Эту возможность вообще пока не рассматривали, поскольку эта обратная связь от рентгеновских ветров наблюдалась только в галактиках, существенно отличающихся от Млечного Пути», — Маттео Гуайнацци, соавтор работы, астрономы Европейского Космического Агентства.

По информации Европейского Космического Агентства.