Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 25.06.2018

В галактике MACS1149-JD1 могут существовать звёзды, появившаяся спустя 250 миллионов лет от рождения вселенной

Астрономы сумели доказать, что процессы звездообразования в очень далёкой галактике под названием MACS1149-JD1 начались неожиданно рано — спустя всего лишь 250 миллионов лет после Большого Взрыва. Это открытие удалось совершить благодаря совместным наблюдениям субмиллиметровой решётки ALMA и Очень Большого Телескопа VLT. Также в этом наблюдении указывается, что астрономам удалось найти кислород во вселенной на самом большом удалении от нас, а сама эта галактика была самым далёким объектом из всех, какие когда-либо наблюдали ALMA или VLT. Результаты работы опубликованы в журнале Nature от 17 мая 2018 года.

Галактика MACS1149-JD1

На этом изображении показано скопление галактик MACS J1149.5+2223, запечатлённое с помощью космического телескопа «Хаббл». Во врезке показана очень далёкая галактика MACS1149-JD1, наблюдаемая такой, какой она была 13.3 миллиарда лет назад. Распределение кислорода, определённое ALMA показано красным. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), NASA/ESA Hubble Space Telescope, W. Zheng (JHU), M. Postman (STScI), the CLASH Team, Hashimoto et al.

С помощью ALMA международная команда астрономов наблюдала отдалённую галактику под названием MACS1149-JD1. Учёным удалось обнаружить очень слабое свечение, испускаемое ионизированным кислородом в этом небесном объекте. Возникает резонное замечание: как свечение кислорода можно наблюдать в миллиметровом диапазоне? Всё дело в расширении вселенной. Когда галактика испустила инфракрасное свечение кислорода, расширение вселенной растянуло длину волны более чем в десять раз к тому моменту времени, когда оно достигло Земли и было обнаружено ALMA. Астрономам удалось установить, что принимаемый ими сигнал изначально был высвобожден примерно 13.3 миллиарда лет назад, или спустя 500 миллионов лет после Большого Взрыва. В связи с этим можно прийти к выводу о том, что наблюдаемый кислород является самым далёким, который когда-либо наблюдали за время космических исследований. А присутствие кислорода — явный знак о том, что в галактике MACS1149-JD1 должно присутствовать, как минимум, одно более ранее поколение звёзд.

Стоит отметить, что решётка ALMA устанавливала рекорд расстояния по наблюдению за кислородом несколько раз. В 2016 году Акио Иноуэ из Университета Осаки с коллегами использовал ALMA, чтобы найти сигналы от кислорода, испущенные 13.1 миллиарда лет назад. Несколько месяцев спустя Николас Лапорт из Университетского колледжа в Лондоне использовал ALMA и выявил кислород на расстоянии 13.2 миллиарда световых лет. Теперь эти две команды объединили свои усилия и достигли нового рекорда. Расстояние, на котором был поставлен новый рекорд, соответствует красному смещению 9.1.

«Я был очень рад, что сумел найти такой далёкий сигнал от кислорода с помощью ALMA. Это открытие ещё больше раздвигает границы видимой Вселенной», — Такуя Хашимото, ведущий автор стать и исследователь в Университете Осаки и Национальной Астрономической Обсерватории Японии.

В дополнение к свечению кислорода, выявленного ALMA, с помощью VLT удалось наблюдать и более слабый сигнал эмиссии водорода. Расстояние до галактики MACS1149-JD1 соответствует расстоянию до выявленного кислорода, что автоматические делает её самой далёкой, которую когда-либо наблюдали обсерватории ALMA или VLT.

«Эта галактика наблюдается нами в то время, когда возраст вселенной составлял всего 500 миллионов лет. Но даже в это время она уже обладала населением из старых звёзд. Поэтому мы решили исследовать MACS1149-JD1 для того, чтобы проникнуть ещё дальше, в более ранние, неизведанные периоды космической истории», — говорит Николас Лапорт.

В течение определённого времени после Большого Взрыва во вселенной вообще не было никакого кислорода. Этот элемент появился позже, после того, как в звёздах запустились термоядерные реакции. Кислород высвобождался в результате гибели звезды. Обнаружение кислорода в галактике MACS1149-JD1 указывает на то, что эти более ранние поколения звёзд уже были сформированы и даже успели выбросить кислород всего лишь за 500 миллионов лет от начала существования вселенной.

Но когда это ещё более раннее формирование звёзд проходило? Чтобы узнать это, команда астрономов попыталась восстановить более раннюю историю MACS1149-JD1 с помощью инфракрасных данных, полученных космическим телескопом «Хаббл» и обсерваторией «Спитцер». Удалось установить, что наблюдаемая яркость галактики хорошо объясняется моделью, в которой начало процессов рождения новых звёзд могло начать спустя всего лишь 250 миллионов лет после Взрыва. Это число соответствует красному смещению, равному 15.

Такое зрелое поколение звёзд, как в галактике MACS1149-JD1, опять поднимает вопрос о моменте времени, когда после эпохи Тёмных Веков начали формироваться первые галактики. Это время астрономы романтично называют космическим рассветом. Установив возраст MACS1149-JD1, команда фактически продемонстрировала, что галактики существовали ранее, чем те, которые мы можем наблюдать сейчас непосредственно.

«Выявление момента времени, при котором начался этот космический рассвет, сродни обнаружению Святого Грааля в космологии. С этими новыми наблюдениями за MACS1149-JD1 мы становимся ближе к прямому наблюдению рождения самого звёздного света! Так как мы все сделаны из переработанного звёздного вещества, то, получается, что мы можем наблюдать наше собственное происхождение», — Ричард Эллис, главный астроном в Университетском колледже и соавтор работы.

По информации Европейской Южной Обсерватории.