Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 16.08.2017

В галактике NGC 1600 обнаружена сверхтяжёлая чёрная дыра

Астрономы сумели выявить одну из самых больших сверхмассивных чёрных дыр за всю историю исследований космоса. Её масса составляет 17 миллиардов солнечных масс, а расположилась она в совершенно неожиданном месте — в центре галактики, которая находится в тихом и спокойном месте Вселенной. Наблюдения, которые проводились с помощью орбитального телескопа «Хаббл» и наземного «Джемини» на Гавайях, указали, что эти космические монстры могут быть распространены шире в космическом пространстве, чем это сейчас предполагалось.

До сих пор самые большие сверхмассивные чёрные дыры — те, которые имеют массу более чем 10 миллиардов Солнц — были обнаружены только в ядрах очень больших галактик в центрах массивных галактических скоплений. Теперь же, международная команда астрономов сумела обнаружить сверхкрупную чёрную дыру в центре относительно изолированной галактики NGC 1600. Она относится к классу эллиптических и расположена не в скоплении галактик, а в небольшой группе, количество объектов которой не превышает и двадцати штук. Эта группа расположена на расстоянии 200 миллионов световых лет в созвездии Эридан.

«Даже притом что у нас раньше были намёки на то, что NGC 1600 могла содержать в себе массивный объект, мы были очень удивлены, что чёрная дыра в ней в десять раз массивнее, чем мы предполагали, основываясь на массе галактики», — объясняет ведущий автор исследований Йенс Томас из Института внеземной физики имени Макса Планка.

Основываясь на предыдущих наблюдениях «Хаббла» за сверхмассивными чёрными дырами, астрономы сумели вычислить корреляцию между массой чёрной дыры и массой центральной выпуклости галактики (балджа) — чем больше балдж, тем более массивная чёрная дыра ожидается в исследуемой галактике. Но то, что происходит с объектом NGC 1600, говорит о том, что эти предположения не совсем хорошо стыкуются с чрезвычайно массивными чёрными дырами. Получается так, что они составляют намного большую часть массы галактики-хозяина.

NGC 1600

Изображение галактики NGC 1600 от наземного телескопа (общий план) и космической обсерватории «Хаббл» (врезка). Источник: NASA, ESA, Digital Sky Survey 2

Выявление такой чёрной дыры заставляет астрономов задаваться вопросом: являются ли такие объекты более распространёнными во Вселенной, чем сейчас принято считать? Во Вселенной обнаружено довольно много галактик размером с NGC 1600, которые находятся в галактических группах среднего размера. Исследователи оценивают, что эти небольшие группы встречаются во Вселенной примерно в пятьдесят раз чаще, чем большие, плотные скопления. Таким образом, возникает один вопрос: действительно ли сейчас была обнаружена лишь вершина айсберга? Может быть, в тех средних группах находится ещё больше этих космических монстров?

Предполагается, что изучаемая чёрная дыра смогла вырасти посредством слияния с другой сверхмассивной дырой, находящейся в другой галактике. Затем она могла набирать свой вес, поглощая газ, направляющийся к ядру галактики из-за дальнейших слияний. Таким образом автоматически можно объяснить, почему NGC 1600 находится в малонаселённой области Вселенной, и почему она по крайней мере в три раза ярче, чем её ближайшие соседи.

Поскольку эта чёрная дыра в настоящее время бездействует, астрономы смогли обнаружить её и взвесить только по измерениям скорости движения звёзд, расположившихся в непосредственной близости от неё. Помог в этом 8-метровый телескоп «Джемини-Север». Используя эти данные, учёные обнаружили, что звёзды, расположенные на расстоянии 3000 световых лет от ядра NGC 1600, движутся так, как будто в далёком прошлом в нём содержалось много звёзд. Это указывает на то, что большинство звёзд в этой области были выброшены из центра галактики.

Архивные изображения от «Хаббла», полученные спектрометром ближнего инфракрасного диапазона NICMOS, подтверждают мысль о том, что две сливающиеся сверхмассивные чёрные дыры в прошлом могли выбросить звёзды. Изображения NICMOS показали, что ядро галактики необычно тусклое, это указывает на нехватку звёзд близко к галактическому центру. Исследователи говорят, что из центральной области NGC 1600 могла быть выброшена масса звёзд, равная 40 миллиардам Солнц. Эта масса сопоставима с выбросом всего диска нашего Млечного Пути.

Эта работа проводилась в рамках обзора MASSIVE, стартовавшего в 2014 году, который предназначен для измерения массы звёзд, тёмной материи и центральной чёрной дыры в ста самых массивных ближайших к нам галактик, масса которых составляет более 300 миллиардов солнечных масс, расположившихся в пределах 350 миллионов световых лет от Земли.

По информации The Hubble European Space Agency Information Centre.