Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 18.08.2017

В галактике NGC 3226 теплый газ "тушит" вспышки новых звезд

В галактике NGC 3226 теплый газ «тушит» вспышки новых звезд

Несмотря на то, что звезды являются очень горячими, для того, чтобы они рождались требуется холодная космическая среда. Основываясь на этом постулате, команда исследователей изучила галактику, в которой внезапно резко сократились процессы звездообразования. Предполагается, что причина этому — резкое перетекание теплого газа из соседней к ней галактики. Эти уникальные исследования, проведенные космической обсерваторией «Гершель» совместно со «Спитцером» и «Хабблом», открыли всему научному сообществу новое измерение в изучении развития галактик во Вселенной.

Изучая галактики, расположенные в нашем местном скоплении, астрономы пытаются понять, почему они явно делятся на две основных категории: молодые галактики, спиральные, с активными областями звездообразования (как наш родной Млечный путь); более старые, эллиптические галактики, в которых полностью прекратилось рождение новых звезд, или, по крайней мере, существенно замедлилось. Но существуют также и галактики, находящиеся в промежуточном состоянии, их можно отнести как к первой, так и ко второй группе. Обнаружить такой объект — удача для ученых, поскольку рождение звезд здесь начинает замедляться, и наблюдать за этим можно буквально из «партера». В проведенном исследовании изучалась одна из таких галактик переходного типа — NGC 3226.

«Нам пришлось исследовать фантастический по объему архив данных от орбитальных аппаратов «Хаббл», «Спитцер» и «Гершель» для того, чтобы получить всеобъемлющую картину этой почти эллиптической галактики NGC 3226, которая претерпела огромные изменения в ее недалеком прошлом из-за грандиозных столкновений с ее соседями. А как известно, эти космические катастрофы не только меняют структуру и видимое излучение галактического газа, но затрагивает и саму среду его существования. В нашем случае газ разогревается, а ,следовательно, в нем не могут рождаться новые звезды», — Филип Эпплтон, координатор проекта аппарата «Гершель» в Калифорнийском технологическом институте.

Галактика NGC 3226 относительно близко расположена к нам, «всего» на расстоянии в 50 миллионов световых лет. Отличительной ее особенностью является присутствие нескольких усеянных звездами газовых петель. Также между этой галактикой и ее соседкой NGC 3227 протягиваются галактические нити (филаменты). Присутствие этих потоков вещества косвенно предполагают, что когда-то здесь существовала третья галактика. Видимая часть этих газовых струй протягивается на расстояние 100000 световых лет и устремляется прямо в ядро NGC 3226. Их хвост заканчивается в виде искривленного «пера» внутри диска разогретого водорода и пылевого кольца. Этот хвост скорее всего содержит остатки от той галактики, затягиваемые силой притяжения NGC 3226.

NGC 3226

На этом снимке показана галактика NGC 3226 (вверху) и NGC 3227 (внизу) в процессе поглощения некой третьей галактики. Это видно по синим филаментам, окружающим их. Источник: NASA/CFHT/NRAO/JPL-Caltech/Duc/Cuillandre

В большинстве случаев, подобное поглощение вещества галактиками омолаживает их, вызывая возникновение новых областей активного звездообразования благодаря получению новых порций газа и пыли. И все же данные от озвученных выше трех аппаратов сходятся в том, что галактика NGC 3226 практически не рождает новых звезды. Выходит все наоборот: вместо того, чтобы остывать, влетающий в неё газ разогревается, поскольку сталкивается с другим скоплениями газа и пыли, подавляя таким образом любые процессы рождения новых звезд вместо того, чтобы, наоборот, питать их. Одной из причин такого поведения газа может быть центральная супермассивная черная дыра в NGC 3226. Потоки газа и пыли устремляются к центру, но не достигают ее. Поэтому, можно сказать, что черная дыра не «пожирает» газ в огромных объемах, а слегка «перекусывает».

«Мы обнаружили, что газ попросту не направляется в центр галактики, чтобы питать черную дыру, которая, как мы выяснили, скрывается там. Газ задерживается в теплом диске вокруг нее и не позволяет не только рождаться новым звездам, но и разрастаться черной дыре, поскольку ведет себя намного активнее», — продолжил Эпплтон.

Если говорить понятным для астрофизиков языком, из-за этих особенностей не понятно к какому типу галактик относить NGC 3226: к молодой «синей» или старой «красной». Это цветовое обозначение не случайно. Синими называют галактики с молодыми звездами, которые как раз и светят синим цветом. Если в галактике много синих звезд, то в ней будет и много областей звездообразования. Красным цветом светят старые звезды, а следовательно и старые галактики. Конкретно эта изучаемая галактика прямо сейчас демонстрирует ученым, то, как подобные объекты могут накапливать новые газ и пыль, как они могут родить новые звезды, и то, как эти процессы можно остановить, по крайней мере временно. В конце концов, по мере того как газ начнет остывать, NGC 3226 будет способна запустить процессы рождения новых звезд внутри себя заново.

По информации NASA.