Новости астрономии и астрофизики — The Universe Times | 19.10.2017

VLA J2130+12 - прячущаяся чёрная дыра в Млечном Пути

VLA J2130+12 — прячущаяся чёрная дыра в Млечном Пути

Объединив усилия космической рентгеновской обсерватории «Чандра», космического телескопа «Хаббл» и антенной решётки VLA, исследователи пришли к заключению, что специфический источник радиоволн, который до недавнего времени связывали с далёкой галактикой, фактически относится к соседней двойной звёздной системе, содержащей звезду малой массы и чёрную дыру. Этот результат означает только одно: в Млечном Пути может находиться огромное количество чёрных дыр, которые остаются незамеченными до сих пор. Статья на эту тему была опубликована в Астрофизическом журнале.

В течение приблизительно двух десятилетий астрономы знали об объекте под названием VLA J213002.08+120904 (VLA J2130+12 если коротко). И хотя его местоположение на небе для наблюдателя с Земли практически совпадает с шаровым звёздным скоплением M15, большинство астрономов считало, что этот источник сильных радиоволн относится к отдалённой галактике.

А благодаря недавним измерениям расстояния до объекта с помощью международной сети радиотелескопов, включая РСДБ-сеть (Радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами), обсерваторию в Грин Бэнк и обсерваторию Аресибо, астрономы поняли, что VLA J2130+12 находится на расстоянии всего 7200 световых лет от Земли. Это означает, что он находится в пределах нашей собственной Галактики, причём в пять раз ближе к нам, чем скопление M15. Опубликованное изображение от обсерватории «Чандра» указывает на то, что он испускает совсем небольшое излучение в виде рентгена, в то время как данные VLA демонстрируют сильную светимость в радиоволнах.

• VLA J2130+12

Объект VLA J2130+12 и скопление M15. Источник: X-ray: NASA/CXC/Univ. of Alberta/B.Tetarenko et al; Optical: NASA/STScI; Radio: NSF/AUI/NRAO/Curtin Univ./J. Miller-Jones

• VLA J2130+12 оптический

Объект VLA J2130+12 и скопление M15, оптический диапазон. Источник: NASA/STScI

Объект VLA J2130+12 и скопление M15, рентгеновский диапазон. Источник: NASA/CXC/Univ. of Alberta/B.Tetarenko et al

• VLA J2130+12 радиодиапазон

VLA J2130+12 радиодиапазон крупным планом. Источник: NSF/AUI/NRAO/Curtin Univ./J. Miller-Jones

Это исследование указывает на то, что VLA J2130+12 является чёрной дырой с массой, превышающей в несколько раз наше Солнце, которая очень медленно поглощает вещество сопутствующей звезды. Именно из-за такого неспешного темпа поглощения VLA J2130+12 ранее не отмечалась как чёрная дыра, так как в этой системе отсутствуют ещё несколько контрольных признаков, которые присущи чёрным дырам именно в двойных системах.

«Обычно мы обнаруживаем чёрные дыры, когда они поглощают огромное количество вещества от их компаньона. Прежде чем попасть в чёрную дыру, это вещество становится горячим, из-за чего начинает светить в рентгене. Наш же исследуемый объект настолько спокоен, как будто эта чёрная дыра хитрит и прячется от нас», — Бейли Тетаренко из Альбертского университета.

Вообще это впервые, когда двойная звёздная система, один из компонентов которой является чёрной дырой, была обнаружена за пределами шарового скопления, причём в довольно тихом состоянии. Наблюдения «Хаббла» сумели идентифицировать звезду в системе VLA J2130+12. Она имеет массу примерно от одной десятой до одной пятой массы Солнца. А наблюдаемая яркость в радио диапазоне и предел яркости в рентгене позволили исследователям исключить другие возможные интерпретации данного объекта, такие как ультрахолодная карликовая звезда, нейтронная звезда или белый карлик.

Поскольку это исследование покрывает только небольшой участок неба, у исследователей есть справедливое предположение, что по всему Млечному Пути должно присутствовать множество подобных «тихих» чёрных дыр. По предварительным оценкам в таком виде могут существовать от десятков тысяч до нескольких миллионов чёрных дыр, что приблизительно от трёх до тысячи раз больше, чем в предыдущих предположениях.

По информации Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.