Новости астрономии и астрофизики – The Universe Times | 20.04.2019

Kepler-1658b - первый кандидат в экзопланеты, подтверждённый десять лет спустя

Kepler-1658b – первый кандидат в экзопланеты, подтверждённый десять лет спустя

Эта недавно подтвержденная экзопланета, под названием Kepler-1658b, является массивным горячим Юпитером, который вращается вокруг своей звезды каждые 3.85 земных дня. С поверхности планеты её звезда выглядела бы в 60 раз больше в диаметре, чем Солнце, видимое с Земли.

Несмотря на то, что она была самым первым кандидатом в экзопланеты, обнаруженным космическим телескопом “Кеплер”, подтвердить её реальное существование было очень трудно. Первоначальная оценка параметров родительской звезды планеты была отклонена, поэтому размеры как звезды, так и Kepler-1658b были значительно занижены. Позднее, сигнал, который позволил говорить о самом наличии экзопланеты был отмечен как ложный. Это означает, что учёные пришли к выводу, что данные вообще не указывают на планету, то есть эффекты, которые оказывает некое тело на звезду, не соответствует размеру экзопланеты. После этого Kepler-1658b была переведена из класса возможных кандидатов в экзопланеты в список сигналов с ложным срабатыванием. Так бы она и оставалась в этой классификации , пока не было разработано новое программное обеспечение для уточнения данных и их переклассификации, что и позволило опять изменить класс объекта с аномального на возможную планету.

Экзопланета Kepler-1658b

Представление художника об экзопланете Kepler-1658b. На её звезде показаны полосы, представляющие звуковые волны. Источник: Gabriel Perez Diaz/Instituto de Astrofísica de Canarias

К счастью, в работу вовремя включилась команда Гавайского университета. В рамках своего первого исследовательского проекта в 2017 году ведущий автор работы Эшли Чонтос, аспирант Института астрономии Гавайского университета, вернулась к данным “Кеплера” в поисках целей для повторного анализа.

“Наш новый анализ, который в качестве маркера использует звёздные звуковые волны, наблюдаемые в данных “Кеплера”, чтобы охарактеризовать звезду, показал, что этот исследуемый объект, на самом деле, в три раза больше, чем считалось ранее. Это, в свою очередь, означает, что сама планета в три раза больше, показывая, что Кеплер-1658b на самом деле является горячим Юпитером”.

При таком тщательном анализе всё указывало на то, что это настоящая планета. Затем пришло и подтверждение.

“Мы предупредили Дэйва Лэтэма (старшего астронома Смитсоновской астрофизической обсерватории и соавтора статьи), и его команда собрала необходимые спектроскопические данные, чтобы однозначно показать, что Kepler-1658b – это планета. Являясь одним из пионеров науки об экзопланетах и ключевой фигурой, стоящей за миссией “Кеплера”, было особенно уместно, чтобы Дэйв был частью этого подтверждения”, – Дэн Хубер, соавтор и астроном из Гавайского университета.

И вот, что в итоге удалось узнать о вновь открытой экзопланете. Kepler-1658b – одна из самых близких известных планет, вращающихся вокруг звезды, которая представляет собой наше Солнце в далёком будущем. А её открытие выявило новые ограничения, которые необходимо накладывать на сложные физические взаимодействия звёзд и их экзопланет.

“Звезда Kepler-1658 является прекрасным примером того, почему так важно лучше понимать звёзды с экзопланетами. Это также говорит нам о том, что в данных “Кеплера” осталось ещё много удивительных сокровищ”.

По информации НАСА.