Новости астрономии и астрофизики – The Universe Times | 20.04.2019

Первые экзопланеты обсерватории TESS: Pi Mensae c, LHS 3884b и HD 21749b

Первое подтвержденное открытие – мир под названием Pi Mensae c размером примерно с две ЗемлиОбсерватория TESS, которая предназначена для поиска и исследования экзопланет транзитным методом, в течение первых трёх месяцев своих наблюдений обнаружила и подтвердила три экзопланеты за пределами нашей Солнечной системы.

Чувствительные камеры обсерватории также зафиксировали сто кратковременных изменений в небе, большинство из них, вероятно, являются звёздными вспышками. Среди них шесть взрывов сверхновых, чей свет был зафиксирован TESS ещё до того, как вспышки были обнаружены наземными телескопами.

Новые открытия показывают, что TESS способна решить поставленную перед собой цель открытия планет вокруг ближайших ярких звёзд. Используя наземные телескопы, астрономы, в настоящее время, проводят последующие наблюдения за более чем 280-ю объектами-кандидатами в экзопланеты, которые также были обнаружены этой новой обсерваторией.

TESS экзопланеты

Первые выявленные экзопланеты обсерваторией TESS и их расположение на небе. Источник: NASA/MIT/TESS

Первое подтвержденное открытие – мир под названием Pi Mensae c размером примерно с две Земли. Каждые шесть земных дней эта планета обращается вокруг звезды Pi Mensae, расположенной на расстоянии около 60 световых лет от нас, видимой невооруженным глазом в созвездии Столовой Горы в южном небе. Яркая звезда Pi Mensae похожа на Солнце по массе и размеру.

”Эта звезда уже была известна в качестве дома для экзопланеты под именем Pi Mensae b, которая примерно в 10 раз больше массы Юпитера и движется по длинной и очень вытянутой орбите. Напротив, новая планета, названная Pi Mensae c, имеет круговую орбиту, близкую к звезде, а сами эти орбитальные различия станут для нас ключом к пониманию того, как сформировалась эта необычная система”, – Челси Хуанг из Массачусетского технологического института (MIT) Института астрофизики и космических исследований Кавли (MKI) в Кембридже.

Экзопланета Pi Mensae c

Визуализация экзопланеты Pi Mensae c. Источник: NASA/MIT/TESS

Далее идет объект LHS 3884b, который является каменной планетой размером примерно в 1.3 раза больше Земли, расположенной на расстоянии примерно 49 световых лет в созвездии Индейца. Такое расположение делает её одной из самых близких известных экзопланет, обнаруженных транзитным методом. Звезда, вокруг которой она вращается, является холодным карликом M-класса, размеры которого составляют всего около одной пятой части размера нашего Солнца. Один оборот вокруг своей звезды эта экзопланета совершает каждые 11 часов. Она находится так близко к звезде, что часть её твёрдой поверхности днем может образовывать лужи из расплавленной лавы.

Третья и, возможно, четвёртая экзопланета вращается вокруг звезды K-класса под названием HD 21749 с массой около 80 процентов от массы Солнца и расположенной на расстоянии 53 световых лет в южном созвездии Сетка.

Подтверждённая экзопланета HD 21749b примерно в три раза больше Земли и в 23 раза больше её массы, вращается вокруг своей звезды каждые 36 дней и имеет температуру поверхности около 150 градусов Цельсия.

“Эта планета имеет большую плотность, чем наш Нептун, но она не каменная. Это может быть водная планета или такая, которая имеет существенную и плотную атмосферу”, – объяснила Диана Драгомир, сотрудник в MKI и ведущий автор статьи, описывающей находку.

Орбита этой экзопланеты является самой вытянутой из всех транзитных планет в пределах ста световых лет от Солнечной системы, и у неё самая холодная температура поверхности из всех транзитных экзопланет, вращающихся вокруг звезды ярче 10-й величины, или примерно в 25 раз слабее, чем предел человеческого зрения невооружённым глазом.

Экзопланета HS 3884b

Визуализация экзопланеты HS 3884b. Источник: NASA/MIT/TESS

Что ещё более интересно, это намёки на то, что система может содержать вторую планету-кандидата размером с Землю, которая вращается вокруг звезды каждые восемь дней. Если это подтвердится, это может быть самая маленькая планета, открытая обсерваторией TESS на сегодняшний день.

Четыре камеры этой обсерватории, спроектированы и построены MKI и Лабораторией Линкольна Массачусетского технологического института в Лексингтоне, штат Массачусетс. Камеры в течение целого месяца контролируют каждый сектор наблюдений, который представляет собой одну полосу неба размером 24 на 96 градусов. Основная цель состоит в том, чтобы искать транзиты экзопланет, которые происходят, когда планета проходит перед своей звездой-хозяином, с точки наблюдения TESS. Это вызывает регулярное падение измеренной яркости звезды, что и сигнализирует о присутствии планеты.

В рамках своей основной двухлетней миссии TESS будет наблюдать почти все небо и создаст богатый каталог планет вокруг близлежащих звёзд. Их близость к Земле позволит получить подробные характеристики планет на основе последующих наблюдений с помощью других космических и наземных телескопов.

Но во время своего месячного обзора каждого сектора TESS фиксирует множество дополнительных явлений, включая кометы, астероиды, вспышки звёзд, затмение двойных звёзд, белых карликов и сверхновых, в результате чего создается своеобразная сокровищница астрономических явлений.

Только в первом секторе, исследование которого проводилось с 25 июля по 22 августа 2018 года, обсерватория выявила десятки недолговечных, или переходных, событий, включая изображения шести сверхновых в далёких галактиках, которые позже были замечены наземными телескопами.

”Одни из самых интересных научных явлений происходят в первые дни появления сверхновой. Это было очень трудно наблюдать до TESS. Космический телескоп “Кеплер” зафиксировал шесть подобных событий в течение первых четырёх лет работы. TESS нашла их в первый же месяц”.

Эти наблюдения являются ключом к пониманию особого класса сверхновых, которые служат важным критерием для космологических исследований. Это сверхновые типа Ia, которые могут формироваться двумя способами. Первый – слияние двух вращающихся вокруг друг друга белых карликов – компактных остатков звёзд, подобных Солнцу. Вторым способом такие сверхновые рождаются в системах, в которых белый карлик вытягивает газ из обычной звезды, постепенно набирая массу, пока он не станет неустойчивым и взорвется. Астрономы не знают, какой сценарий более распространён, но TESS может обнаружить изменения в свете раннего взрыва, вызванные присутствием спутника звезды.

Все научные данные из первых двух секторов наблюдений TESS недавно были переданы научному сообществу через Архив для космических телескопов имени Барбары Микульской (MAST).

“В первые несколько дней было передано более миллиона изображений. Реакция астрономического сообщества на такой ранний выпуск данных показала нам, что оно готово включиться в нашу работу и приумножить научное достояние миссии”, – Томас Баркли, исследователь в Центре космических полетов Годдарда.

“Мы ещё даже не прошли половину первого года работы. Когда полный набор данных, который будет включать в себя информацию о более чем 300 миллионов звёзд и галактик, собранных в ходе двухлетней основной миссии, изучится астрономами, TESS вполне сможет обнаружить до 10000 планет, в дополнение к сотням сверхновых и других взрывающихся звёздных объектов и внегалактических транзитных явлений”, – Джордж Рикер, главный исследователь миссии в MKI.

По информации НАСА.