Новости астрономии и астрофизики – The Universe Times | 24.04.2019

Прибор GRAVITY на VLTI исследовал экзопланету HR8799e в максимально возможном разрешении

Прибор GRAVITY, установленный на когерентном интерферометре VLTI Очень Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории, провёл первое прямое наблюдение экзопланеты с использованием метода оптической интерферометрии. Этот метод смог выявить сложную атмосферу экзопланеты HR8799e, которая содержит в себе облака с молекулами железа и силикатов, кружащиеся в глобальном урагане. Эта методика представляет уникальные возможности для определения характеристик многих известных экзопланет.

Этот результат был опубликован в журнале Astronomy and Astrophysics за авторством конгломерата учёных GRAVITY. Статья описывает наблюдения экзопланеты HR8799e с использованием оптической интерферометрии. Экзопланета была обнаружена в 2010 году на орбите молодой звезды главной последовательности HR8799, которая находится примерно в 129 световых годах от Земли в созвездии Пегаса.

HR8799e

Экзопланета HR8799e. Рисунок художника. Источник: ESO/L. Calçada

Сегодняшний результат, который раскрывает новые характеристики экзопланеты HR8799e, потребовал наличия инструмента с очень высоким разрешением и чувствительностью. GRAVITY может использовать мощности сразу четырёх телескопов Unit, которые входят в состав VLT, для совместной работы, чтобы имитировать один более крупный телескоп, используя метод, известный как интерферометрия. В результате этого включается режим работы VLTI, который собирает и точно анализирует свет как атмосферы HR8799e, так и свет от её звезды.

Интерферометрия – это метод, который позволяет астрономам имитировать один супер-телескоп, объединяя несколько меньших. VLTI – интерферометрический телескоп, создаваемые путём одновременной работы двух или более телескопов типа Unit VLT или всех четырёх малых вспомогательных телескопов. В то время как каждый Unit имеет 8.2-метровое главное зеркало, объединение их в интерферометр создаёт телескоп с разрешающей способностью, превышающей в 25 раз разрешение Unit, работающий в одиночном режиме.

Сами экзопланеты можно наблюдать с помощью различных методов. Некоторые из них являются косвенными, например метод радикальных скоростей, используемый инструментом HARPS, который измеряет влияние гравитации планеты на её звезду. Прямые методы, например как тот, который впервые был опробован и описывается здесь, используют непосредственное наблюдение самой планеты, а не её влияние на родительскую звезду.

HR8799e – это супер-Юпитер, то есть планета, не похожая ни на одну в нашей Солнечной системе, которая одновременно более массивна и намного моложе любой планеты, вращающейся вокруг Солнца. Имея возраст “всего” 30 миллионов лет эта экзопланета достаточно молода, чтобы дать учёным возможность оценить процесс формирования планет и целых планетных систем. Экзопланета абсолютно негостеприимна – остатки энергии от её образования и мощный парниковый эффект нагревают HR8799e до невыносимой температуры примерно в 1000 градусов Цельсия.

Это первый случай, когда оптическая интерферометрия была использована для выявления деталей экзопланеты, а новый метод предоставил чрезвычайно подробный световой спектр беспрецедентного качества — в десять раз более подробный, чем позволяли предыдущие наблюдения. Исследования учёных смогли выявить состав атмосферы HR8799e. Оказалось, что она имеет несколько сюрпризов.

“Наш анализ показал, что HR8799e имеет атмосферу, содержащую гораздо больше окиси углерода, чем метана. Это очень неожиданно в плане химического равновесия. Мы можем лучше всего объяснить этот удивительный результат высокими вертикальными ветрами в атмосфере, препятствующими взаимодействию окиси углерода с водородом, в результате чего должен был образовываться метан”, – объясняет руководитель группы Сильвестр Лакур исследователь из Парижской обсерватории и Институте внеземной физики Макса Планка.

Исследовательская группа установила, что атмосфера также содержит облака из молекул железа и силикатную пыль. В сочетании с избытком окиси углерода это говорит о том, что атмосфера HR8799e вовлечена в огромный и жестокий ураган.

”Наши наблюдения позволяют предположить, что эта экзопланета представляет собой газовый шар, освещённый изнутри, с лучами тёплого света, кружащимися сквозь штормовые пятна тёмных облаков. Конвективное перемещение масс происходит вокруг облаков частиц силикатов и железа, которые дезагрегируют и дождём выпадают на планету. Это рисует картину динамичной атмосферы гигантской экзопланеты, находящейся в процессе рождения, проходящей сложные физико-химические преобразования”.

Этот результат основывается на серии впечатляющих открытий прибора GRAVITY, которые включают в себя такие прорывы, как прошлогоднее наблюдение газа, закручивающегося со скоростью тридцати процентов от скорости света за горизонтом событий массивной чёрной дыры в центре Галактики. Эти результаты также вводят в обиход к уже обширному арсеналу новый способ наблюдения экзопланет, доступных телескопам и инструментам Европейской Южной Обсерватории. Специалисты верят, что эти достижения уже сейчас прокладывают путь ко многим более впечатляющим открытиям.

По информации Европейской Южной Обсерватории.