Новости астрономии и астрофизики – The Universe Times | 23.04.2019

Радиотелескопы изучили астероид 2003 SD220

В декабре 2018 года произошло сближение с Землёй большого околоземного астероида 2003 SD220. Оно предоставило астрономам прекрасную возможность получить подробные радиолокационные изображения поверхности и формы этого объекта и улучшить понимание его орбиты.

Астероид благополучно пролетел мимо нашей планеты в субботу 22 декабря на расстоянии около 2,9 миллиона километров. Это был самый близкий подход 2003 SD220 за прошедшие более чем 400 лет и последнее сближение до 2070 года, когда астероид безопасно приблизится к Земле ещё немного ближе.

Астероид 2003 SD220

Эти три радиолокационных изображения околоземного астероида 2003 SD220 были получены в декабре 2018 года, путём координированных наблюдений 70-метровой антенны комплекса Дальней космической связи в Голдстоуне, Калифорния, 100-метрового телескопа Грин-Бэнк Национального научного фонда в Западной Вирджинии и 305-метровой антенной обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. Источник: NASA/JPL-Caltech/GSSR/NSF/GBO

На радиолокационных снимках виден астероид длиной не менее 1.6 километра и формой, которая в определённой проекции напоминает бегемота, бредущего по реке. Представленные здесь изображения были получены в период с 15 по 17 декабря путём координированных наблюдений 70-метровой антенны комплекса Дальней космической связи в Голдстоуне, Калифорния, 100-метрового телескопа Грин-Бэнк Национального научного фонда в Западной Вирджинии и 305-метровой антенной обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико.

Телескоп Грин-Бэнк выступал исключительно в качестве приёмника мощных микроволновых сигналов, передаваемых либо от Голдстоун, либо от Аресибо. Такая связанная работа телескопов называется “бистатической радиолокационной конфигурацией”. Дело в том, что использование одного телескопа для передачи и другого для приёма данных может дать значительно больше деталей, чем один телескоп. Это бесценный метод получения радиолокационных изображений близко приближающихся, медленно вращающихся астероидов, подобных 2003 SD220.

“Радиолокационные изображения, полученные в такой конфигурации, достигают беспрецедентного уровня детализации и сопоставимы с теми, которые можно сделать с борта космического аппарата. Наиболее заметной особенностью поверхности является выступающий хребет, который, как представляется, частично обтекает астероид вблизи одной его оконечности. Хребет возвышается примерно 100 метров над окружающей местностью. Видны многочисленные небольшие светлые пятна, они могут быть отражениями от камней. Изображения также показывают скопление тёмных круглых объектов у правого края, которые могут быть кратерами”, – Лэнс Беннер из Лаборатории реактивного движения, учёный, ведущий наблюдения из обсерватории Голдстоун.

Изображения подтверждают то, что было видно в более ранних измерениях “кривой блеска” солнечного света, отражённого от астероида и от более ранних радиолокационных изображений обсерватории Аресибо: 2003 SD220 имеет чрезвычайно медленный период вращения, равный, примерно, 12-ти дням. Он также имеет сложное вращение, которое можно сравнить с плохо брошенным мячом для американского футбола. Это движение известно как вращение вокруг неглавной оси, оно редко встречается среди околоземных астероидов.

Разрешение опубликованных снимков достигает 3.7 метра на пиксель, детализация этих изображений в 20 раз больше, чем при предыдущем приближении астероида к Земле три года назад, которое было на большем расстоянии. Новые радиолокационные данные обеспечат важные ограничения на распределение плотности в недрах астероида. До сих пор эту информацию удалось получить по очень немногим околоземным астероидам.

Астероид 2003 SD220

Эти два радиолокационных изображения околоземного астероида 2003 SD220 были получены 18 и 19 декабря 2018 года обсерваторией Аресибо в Пуэрто-Рико и телескопом Грин-Бэнк. Радарные изображения показывают, что астероид имеет длину не менее 1.6 километра. Источник: NASA/Arecibo/USRA/UCF/GBO/NSF

В этом году, с нашими знаниями о медленном вращения 2003 SD220, мы смогли распланировать масштабную кампанию, нацеленную на получение последовательности радиолокационных изображений с использованием крупнейших радиотелескопов с одной тарелкой”, – Патрик Тейлор, старший научный сотрудник Университетской ассоциации космических исследований (USRA) в Институте наук о Луне и планетах.

“Новые данные, которые мы выявили, вплоть до геологии астероида 2003 SD220, позволят нам восстановить его форму и состояние вращения, как это было сделано в случае с Бенну, целью миссии OSIRIS-REx. Детальная реконструкция формы позволяет нам лучше понять то, как эти маленькие тела формировались и развивались с течением времени”, – Эдгард Ривера-Валентин, ученый Университетской ассоциации космических исследований (USRA) в Институте наук о Луне и планетах.

Патрик Тейлор вел бистатические радиолокационные наблюдения в обсерватории, где находился телескоп Грин-Бэнк – крупнейший в мире полностью управляемый радиотелескоп. Ривера-Валентин проводил наблюдения реконструкцию формы 2003 SD220 в обсерватории Аресибо.

Астероид 2003 SD220 был обнаружен 29 сентября 2003 года астрономами в Обсерватории Лоуэлла по программе поиска околоземных объектов LONEOS в городе Флагстафф, Аризона. Это был один из ранних объектов, занимающихся поиском сближающихся с Землёй объектов, в настоящее время не эксплуатируется. Именно тогда астероид 2003 SD220 был классифицирован как потенциально опасный объект из-за его размера и близких проходов у орбиты Земли. Современные радиолокационные измерения ещё больше улучшают понимание орбиты этого астероида, подтверждая, что она не представляет угрозы для Земли в будущем.

По информации НАСА.